В текущих условиях приобретение инновационных вагонов экономически нецелесообразно// Гудок.ру

23.11.2015
Федеральная антимонопольная служба РФ признала скидку на порожний пробег для инновационных вагонов противоречащей закону «О конкуренции». Заместитель генерального директора по техническому развитию – главный инженер АО «Федеральная грузовая компания» Сергей Порядин считает, что действующий механизм стимулирования приобретения подвижного состава нового поколения нуждается в доработке.

Анализируя слабую активность операторов в части обновления парка подвижного состава, нельзя не учитывать влияние таких факторов, как общее снижение объёмов грузопредъявления на сети железных дорог страны, низкий уровень доходности оперирования вагонами, не позволяющий обеспечить окупаемость инвестиций в приобретение нового подвижного состава, отсутствие законодательного регулирования операторской деятельности, обусловившее переизбыток игроков на рынке и, как следствие, профицит парка грузовых вагонов при сохранении избыточных производственных мощностей вагоностроительных предприятий.

- При существующей суммарной мощности российских заводов, а это 100 тыс. грузовых вагонов в год, общая потребность в закупке составляет не более 30-40 тыс. вагонов в год. При существующей суммарной мощности российских заводов, а это 100 тыс. грузовых вагонов в год, общая потребность в закупке составляет не более 30-40 тыс. вагонов в год.

Кроме того, цены на новый подвижной состав продолжают оставаться на высоком уровне (средняя стоимость универсального полувагона составляет 1,7 млн руб.), в том числе, в связи с ростом на внутреннем рынке цен на металлопрокат и отдельные комплектующие, используемые в производстве грузовых вагонов. Совокупность этих факторов в текущих условиях делает приобретение новых вагонов экономически нецелесообразным, учитывая и без того длительный срок окупаемости подвижного состава.

 Решение вопроса о широком использовании инновационных вагонов невозможно без повышения доходности операторского бизнеса и создания благоприятной инвестиционной среды, в том числе за счёт инструментов льготного заёмного финансирования. Однозначно требует совершенствования действующий механизм предоставления субсидий из государственного бюджета при приобретении нового подвижного состава. Должен быть увеличен уровень единовременного субсидирования соразмерно изменению цен на продукцию вагоностроения – с 130 тыс. руб. до не менее чем 250-300 тыс. руб. на вагон, а также пересмотрен порядок расчета размера субсидии при возмещении части затрат на уплату процентов по кредитам в привязке к ключевой ставке Банка России.

Также целесообразно предусмотреть возможность пропорционального увеличения размера единовременного предоставления субсидии при приобретении инновационного вагона кратно количеству списанных при этом вагонов с истекшим сроком службы, но не более 3-4 раз из расчёта на один вновь приобретаемый вагон.

 

 


Возврат к списку