Интервью генерального директора АО «ФГК» В.К. Вороновича в «Транспортно-логистический вестник РЖД»

12.11.2019

Оператор делает ставку на «цифру» и развитие

О планах по обновлению парка, а также о новых сервисах для клиентов рассказывает генеральный директор АО «ФГК» Виктор Воронович

18 стр.jpg

–​ Виктор Казимирович, как сейчас развивается рынок операторских услуг?

– С каждым годом рынок становится более открытым и прозрачным. Усиливается конкуренция, которая, как и на любом другом рынке, подчиняется классическим законам спроса и предложения, повышается качество предоставляемых услуг. Сегодня грузовладельцы заинтересованы в партнере, предоставляющем высокий уровень сервиса, оптимальную цену и логистику. Вместе с тем, операторы нацелены на сотрудничество с клиентом, который гарантирует грузовую базу и соблюдает сроки отгрузки.

Учитывая сложившуюся конъюнктуру рынка, когда сокращается грузопредъявление, Федеральная грузовая компания придерживается гибкой и прозрачной ценовой политики. Мы идем навстречу клиенту, снижаем ставки, проводим маркетинговые акции, тем самым сохраняя объем погрузки, спрос на вагоны и стимулируя экономику. Таким образом, получая дополнительную мотивацию и экономический эффект, видя нашу клиентоориентированность, грузоотправитель стремится планировать свою работу в перспективе партнерства с ФГК.

Оператор всегда борется за клиента, делает все для того, чтобы сотрудничество было взаимовыгодным. Вместе с тем, и мы хотим и стремимся к тому, чтобы за нас боролись как за качественного партнера. Федеральная грузовая компания видит свое развитие в максимально удобном и качественном оказании услуг оперирования, в том числе для малых и средних грузоотправителей, которые занимают львиную долю в нашем клиентском портфеле. Для этого Компания разрабатывает и внедряет новые онлайн-сервисы, совершенствует логистику вагонов.

– Недавно ФГК заявила о многомиллиардных инвестициях в закупку подвижного состава. Как собираетесь задействовать собственный увеличивающийся парк?

– Инвестиционная программа Компании принималась исходя из прогноза роста погрузки в среднесрочной перспективе, который заложен в Долгосрочную программу развития ОАО «РЖД». Мы понимаем, что для обеспечения потребности грузоотправителей в вывозе продукции, помимо развития инфраструктуры, необходимо обеспечить соответствующее наличие вагонного парка. Поэтому в течение ближайших трех лет Компания планирует закупить 30 тысяч полувагонов и 3 тысячи платформ.

Анализируя спрос на фитинговые платформы и в целом перспективность контейнеризации перевозок, часть нашего парка уже дооборудована фитинговыми упорами, и эта практика будет продолжена. Новый подвижной состав, который покупает ФГК, также ими укомплектован. Таким образом Компания повышает универсальность собственного парка вагонов и их востребованность на рынке.

Учитывая, что даже в течение месяца спрос на подвижной состав меняется, мы стремимся выстраивать свою работу так, чтобы в самые пиковые периоды или при возникновении чрезвычайных обстоятельств ФГК, имея в своем парке необходимое количество вагонов, могла бы оперативно удовлетворить этот спрос и не допустить, чтобы количество подвижного состава на сети стало ограничением для развития экономики.

Отмечу также, что трехлетние контракты ФГК на покупку вагонов позволяют нам формировать долгосрочную инвестиционную программу, а производителю – сбалансированно подходить к распределению производственных мощностей и выстраивать эффективное взаимодействие с поставщиками.

20 стр.JPG

– Вы сказали, что основные клиенты Компании – малый и средний бизнес. В то же время ФГК обеспечивает существенную долю перевозок социально значимых грузов. Как выстраиваете технологию работы парка, чтобы удовлетворить спрос на вагоны со всех сторон?

– ФГК – единственный оператор на рынке с такой долей перевозок социально значимых грузов. Причем эта доля в нашем портфеле постоянно увеличивается и в настоящее время уже достигла 56%.

Вместе с тем мы должны выполнять обязательства и по коммерческим договорам, поэтому постоянно работаем над повышением эффективности логистики. Для этого разработали специальный программный комплекс, который позволяет оценить грузовую базу, направить вагоны под погрузку и оптимально распределить подвижной состав на сети. В результате в целом улучшается технологический процесс управления парком: ускоряется оборот вагона, снижается количество порожних рейсов, уменьшается время простоя под грузовыми операциями.

– ФГК позиционирует себя не только как оператор грузового подвижного состава, но и как компания, развивающаяся и в других направлениях. Расскажите, что уже реализовано?

– Да, помимо основной деятельности, мы уже три года развиваем программу комплексного транспортного обслуживания (КТО) крупных промышленных предприятий, когда на аутсорсинг ФГК передается часть функционала клиента.

В рамках сотрудничества решаются многочисленные задачи, стоящие перед грузоотправителями. Это оптимизация существующих технологических процессов на предприятии, сокращение простоя вагонов под грузовыми операциями на железнодорожных путях необщего пользования, увеличение погрузки, выстраивание оптимальных логистических маршрутов заадресовки порожних вагонов, обеспечение оперативности взаимодействия со структурными подразделениями ОАО «РЖД».

То есть ФГК предоставляет партнерам возможность сосредоточиться на своей основной деятельности – добыче щебня или угля – и получить дополнительные доходы за счет оптимизации производственных процессов.

В нашем портфеле уже 14 договоров КТО, благодаря которым Федеральная грузовая компания существенно укрепила собственные позиции на рынке транспортных услуг полигонов Юго-Восточной, Свердловской, Западно-Сибирской, Октябрьской, Северной и Северо-Кавказской железных дорог и обеспечила рабочими местами около 500 человек. Контракты заключаются на три года, а при активно растущей конкуренции это – повышение качества использования парка собственных вагонов и гарантированные объемы груза.

– Какие планы по диверсификации бизнеса есть на будущее?

– Мы планируем расширять спектр услуг в рамках договоров КТО и стать максимально вовлеченными в производственные процессы наших партнеров. До конца года начнем подавать и убирать подвижной состав собственными маневровыми локомотивами. Для этого инвестпрограммой Компании предусмотрена закупка 15 локомотивов со сроком поставки в 2019-2020 годах.

Кроме того, рассматриваем возможность организации текущего отцепочного ремонта собственными силами на станциях, примыкающих к крупным промышленным предприятиям.

Отмечу, что Компания не планирует ограничивать себя сотрудничеством только с производителями нерудных строительных материалов. С конца 2018 года мы обеспечиваем активное развитие комплексных экспедиционных услуг по доставке угольной продукции, включая перевалку в порту Ванино. Благодаря этому объем перевозок в полувагонах ФГК на сети РЖД в данном направлении и перевалки через терминал вырос более чем на 10% без дополнительных вложений в инфраструктуру.

Довольно активно мы рассматриваем и возможность участия в различных инвестиционных проектах, связанных с развитием железнодорожной инфраструктуры промышленных предприятий, при обязательном условии передачи ее долгосрочными контрактами в управление ФГК.

– Очевидно, что сегодня клиентам уже мало только предоставления вагона. Современный грузовладелец выбирает комплексный сервис. Собираетесь ли интегрироваться в логистику клиента?

– Мы уже это делаем. В этом году впервые реализован проект по интеграции в бизнес-модель клиента в целях управления его логистическими цепями. Здесь уже Компания выступает в роли отправителя, получателя и плательщика железнодорожного тарифа – провайдера, взявшего на аутсорсинг большую часть всех транспортно-логистических процессов, тем самым повысив уровень предоставления услуги до 3PL. Следующим шагом в развитии логистики запланирован постепенный переход на уровень взаимодействия 4PL, когда компания-подрядчик управляет фактически всей цепочкой поставки товара заказчика и берет на себя функции по реализации перевозимых грузов.

Продолжая тему логистики, подчеркну, что у нас есть достаточный опыт оказания транспортно-экспедиционных услуг, и все больше клиентов, работая с Федеральной грузовой компанией, дистанцируются от непрофильной деятельности и сосредотачиваются на основных бизнес-процессах.

21 стр 3PL.jpg
– Насколько интересен для России проект контрейлерных перевозок? Что делает ФГК в этом направлении, каковы перспективы дальнейшего развития этой пока новой для российского рынка услуги?

– Мы видим явные преимущества использования контрейлерных перевозок и дальнейшие перспективы их развития. В 2016 году, изучив европейский опыт, Федеральная грузовая компания организовала разработку универсального вагона-платформы с заниженным уровнем пола для широкой номенклатуры грузов, в том числе и контрейлерных перевозок.

Уже есть вся необходимая конструкторская документация на платформу для контрейлерных перевозок модели 13-5205, проведен полный цикл испытаний. В 2018 году ФГК получен патент на промышленный образец, в августе 2019 года пройдена процедура сертификации, получен сертификат соответствия.

Для организации регулярных контрейлерных маршрутов уже в этом году мы планируем закупить не менее 100 единиц платформ модели 13-5205. 

– Как мы видим, новые виды перевозок требуют новых видов подвижного состава. Над чем еще ведется работа и что предстоит сделать?

– Если продолжать тему контрейлерных перевозок, то еще одним направлением по их организации является разработка контрейлерного вагона-платформы «колодцевого» типа.

Главным преимуществом специализированной платформы «колодцевого» типа является то, что полуприцепы свободно вписываются в габарит, при транспортировке обеспечена надежная устойчивость от опрокидывания. Дополнительным плюсом является оснащение платформы электромагистралью со всеми необходимыми элементами для организации бесперебойного питания, что обеспечит возможность перевозки рефрежераторных полуприцепов и контейнеров.

АО «ФГК» совместно с ОАО «Завод металлоконструкций» уже разработали технический проект на такую платформу, ведутся патентные исследования на создание объектов интеллектуальной собственности.

22стр.JPG

– Сегодня актуален тренд развития скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения. В эту сторону смотрите?

– И не только смотрим, но уже участвуем в разработке соответствующего специализированного вагона-платформы.

Скоростная платформа, оснащенная трехосными тележками сварного типа, будет курсировать в составе грузовых поездов постоянного формирования с длиной до 1050 метров и с эксплуатационной скоростью движения до 140 км/ч.

Учитывая новизну разрабатываемого подвижного состава, нам предстоит подготовить нормативную базу для обеспечения скоростных перевозок, провести теоретическую и практическую работу по исследованию динамики движения скоростных платформ в составе поезда. То есть понять, как этот подвижной состав будет эксплуатироваться в различных климатических условиях. Например, как будут влиять ветровые нагрузки, температурные режимы и другие факторы на обеспечение безопасности движения. Необходимо также разработать комплект конструкторской документации, местные технические условия крепления грузов, сертификационный базис на скоростную платформу.

Эксплуатация такого подвижного состава позволит существенно сократить скорость доставки грузов, в первую очередь транзитных перевозок на маршруте Китай – Европа – Китай, а также увеличить пропускную способность главного хода Транссиба. А это, в том числе, коррелируется с поручениями руководства страны.

– Кстати, о контейнерах. Мир контейнеризируется высокими темпами. Интересен ли вам этот сегмент?

– Не просто интересен, это одно из важнейших направлений диверсификации бизнеса Компании – проектирование и приобретение специализированных контейнеров. Сейчас реализуется комплекс мероприятий по приобретению 500 контейнеров для перевозок насыпных (прежде всего, зерновых) и тарно-штучных грузов. Контейнер будет обладать улучшенными коммерческими и техническими характеристиками: его конструкция позволит увеличить вместимость и упростить выгрузку из боковых люков на действующей инфраструктуре без съема контейнера с платформы.

Кроме того, у нас в проработке ряд других модификаций специализированных контейнеров, в том числе контейнер-паллетовоз с боковыми дверями для перевозок тарно-штучных грузов, open-top контейнер с усиленной конструкцией кузова для навалочных грузов, контейнер для перевозок твердых бытовых отходов и ряд других. 

23 стр.jpg
24 стр.JPG
– Возвращаясь к онлайн-сервисам: ФГК – один из первых операторов, который начал работать на Электронной торговой площадке «Грузовые перевозки». Как развивается это направление, какие перспективы?

– Мы работаем на площадке с момента ее ввода в эксплуатацию в апреле 2017 года. Считаю, что это важная платформа для удовлетворения клиентского спроса, особенно для предприятий малого и среднего бизнеса. По итогам 2,5 лет работы более 800 клиентов воспользовались вагонами Компании посредством ЭТП ГП. Лидирующие позиции ФГК на площадке объясняются развитой ИТ-инфраструктурой Компании, позволившей полностью автоматизировать продажи. Время на подготовку ответа нашими системами на запрос клиента составляет несколько секунд, а количество запросов, обрабатываемых в течение суток, исчисляется тысячами.

Уверен, что в ближайшей перспективе площадка, помимо своей основной функции, станет одним из инструментов исследования рынка грузоперевозок, способным анализировать спрос и предложение на услуги по предоставлению вагонов и раскрывать эту информацию пользователям площадки. В этих целях в интерфейс клиента будет добавлена информация об операторской доходности, а также внедрен механизм «обратной связи» с возможностью предложения оператору ставки за предоставление вагона.

ЭТП ГП имеет высокий потенциал дальнейшего развития, в том числе в части расширения возможностей для мультимодальных перевозок и внедрения дополнительных сервисов.

– АО «ФГК» для удобства взаимодействия с клиентами активно применяет ИТ-технологии. Что уже работает?

– Мы стараемся идти в ногу со временем и поступательно интегрироваться в «Цифровую железную дорогу». Компания старается повысить качество востребованных сегодня онлайн-сервисов и реализовать много новых, простых и удобных.

Наши клиенты уже имеют возможность в режиме онлайн рассчитывать ставки, подписывать протоколы согласования цены, оформлять заказы по договорам оперирования и отслеживать их обеспечение вагонами, а также видеть полную информацию по предоставляемым услугам.

Сегодня грузовладельцу достаточно одним кликом подтвердить свое согласие на условия перевозки, применив простую электронную подпись. Не возникает ни затрат, ни хлопот на приобретение ключей, сертификатов и т.д. При этом с него снимаются все правовые риски, так как свои обязательства Федеральная грузовая компания скрепляет усиленной квалифицированной подписью. А учитывая, что со стороны ФГК большинство решений принимают роботы, законтрактоваться можно почти мгновенно.

Стоит отметить, что наш ИТ-комплекс востребован не только клиентами. Он заметен в отрасли, и мы делимся опытом с коллегами.

ИТ-сервисы – это уже не будущее, это настоящее, и эффективно работать без цифровизации не получится. Это касается всех сфер деятельности. Информационные технологии должны помогать внедрять новые услуги на рынок. Например, развитие бизнеса контрейлерных перевозок невозможно представить без ИТ-поддержки. Если мы хотим предложить клиентам качественную услугу, то должны сделать все для того, чтобы воспользоваться этой услугой было интуитивно просто. Без цифровизации здесь не обойтись, и планы по развитию этого направления у нас достаточно амбициозные.

–​ Как получаете обратную связь от клиентов?

– Основной инструмент обратной связи с клиентами сегодня – это Единый контактный центр ФГК, который обрабатывает обращения, поступающие как по телефонному номеру, так и на электронную почту. Также для приема входящих обращений функционирует сервис «Электронная приемная», позволяющий клиентам задать интересующий их вопрос, рассказать о существующей проблеме, поделиться мнением относительно сотрудничества с ФГК или высказать свои предложения.

Одним из самых действенных инструментов, на мой взгляд, является исследование лояльности клиентов, которое мы проводим дважды в год. Это помогает нам держать руку на пульсе и знать, чего хотят наши клиенты, что для них важно в работе с нами, насколько они удовлетворены качеством предоставляемых нами услуг, и в каких сервисах они нуждаются.

Что приоритетно для клиента при выборе оператора?

Во-первых, это большой парк, развитая филиальная сеть и наличие вагонов на полигоне всей сети РЖД. Это способствует 100% выполнению обязательств по предоставлению необходимого для перевозки подвижного состава. ФГК обеспечивает парком не только крупных грузоотправителей, но, как я говорил выше, также средних и малых, т.е. предоставляет недискриминационный доступ к услугам Компании всем клиентам без исключения. Во-вторых, это оперативный и своевременный подсыл вагонов на станции погрузки, что обеспечивает бесперебойный производственный процесс клиента. В-третьих – это квалифицированный и клиентоориентированный персонал Компании, а также комфортные и понятные условия обслуживания грузоотправителей с предоставлением возможности выбрать наиболее эффективный и удобный для клиента способ взаимодействия.

Федеральная грузовая компания соответствует этим требованиям, поэтому имеет в своем портфеле около 3 тысяч клиентов.

Мы уверены, что активное развитие различных каналов связи для взаимодействия с клиентами является одной из главных составляющих клиентоориентированного подхода к предоставлению услуг на рынке железнодорожных грузовых перевозок. Это способствует упрощению получения клиентами информации о Компании, услугах и ходе их предоставления, повышению оперативности и прозрачности взаимодействия, и в итоге – к укреплению положительного имиджа.​ 

25 стр.JPG

Интервью опубликовано в «Транспортно-логистическом вестнике РЖД», октябрь 2019, № 3 (4)


Возврат к списку