Вторая Грузовая: первые итоги // ИТАР-ТАСС Урал

19 сентября 2012 г.

Заместитель генерального директора ОАО «ВГК» Михаил Шарин - о текущей деятельности и перспективах Компании

- Михаил Евгеньевич, ваша компания зарегистрирована в Екатеринбурге. Чем было вызвано это решение и что от этого получает регион?

- Регистрация в Екатеринбурге – это инициатива руководства самого региона, а не нашей компании областные власти неоднократно обращались к руководству холдинга «Российские железные дороги» с просьбой зарегистрировать ОАО «ВГК» именно в Екатеринбурге с целью развития местного производства, создания новых рабочих мест, получения налоговых поступлений в бюджет региона. При этом руководством области много сделано в части создания инвестиционно-привлекательных условий для бизнеса. Предложение руководства области было воспринято с пониманием и согласно принятым решениям местом регистрации ОАО «ВГК» стал Екатеринбург.

За короткий срок компания стала крупнейшим налогоплательщиком Свердловской области. В 2011 году ОАО «ВГК» перечислило в бюджет области почти 1,9 млрд. руб, а за 1 полугодие 2012 года – 1,7 млрд. руб. Уже сейчас наше сотрудничество с областью можно с полным правом признать плодотворным и взаимовыгодным.

Отмечу, что ВГК также вносит серьезный вклад в улучшение социально-экономической ситуации в регионе: это, прежде всего, развитие рынка грузоперевозок, приобретение продукции местных предприятий, в частности, «Уралвагонзавода», а также создание новых рабочих мест. Так, ВГК активно развивает вагоноремонтное депо на станции Смычка под Нижним Тагилом. Сейчас в депо уже трудятся 240 человек, а до конца года количество рабочих мест вырастет до 300.

Вместе с тем, хотел бы особо остановиться на одном моменте. «Вторая грузовая компания» была создана в августе 2010 года в соответствии с решениями Правительства РФ по реформированию железнодорожного транспорта. Свердловская область действительно является одним из наиболее важных для бизнеса ОАО «ВГК» регионов. Вместе с тем, ОАО «ВГК» - оператор федерального масштаба и значения. На территории России уже функционируют 14 филиалов Компании.

- В последнее время в адрес компании звучит немало критики. С чем это связано, и какие аргументы вы можете предъявить оппонентам?

- Да, может быть, реформа железнодорожного транспорта продвигается не так быстро, как этого бы всем хотелось – и частным операторским компаниям, и РЖД, и грузовладельцам. Но мы не стоим на месте. Мы двигаемся вперед, развиваем бизнес и с пониманием относимся к объективной критике, подчеркну, именно объективной, а не той, что подчас публикуют некоторые СМИ. Я говорю об этом потому что, к сожалению, с момента регистрации ОАО «ВГК» в информационном пространстве Екатеринбурга вокруг нашей компании сложилась нездоровая обстановка.

Некоторые критики утверждают, что компания, якобы, работает с какой-то одной «избранной» фирмой-посредником. Так, один из депутатов Законодательного собрания Свердловской области даже «поведал» историю о передаче этому «мифическому» посреднику в управление «70-85% вагонного парка «Второй грузовой компании» в Свердловской области». Но, прежде чем рассуждать о таких серьезных вещах, сначала надо попробовать в них разобраться. То, о чем говорит депутат, в принципе, невозможно. Дело в том, что никакого «парка «Второй грузовой компании» в Свердловской области» не существует просто в силу того, что, как я уже говорил, мы – не региональная, а федеральная операторская компания.

Пока же у нас сложилось мнение, что некоторые лица либо назойливо лоббируют чьи-то интересы, либо ищут дешевой популярности, вводя в заблуждение общественность и СМИ.

Мы привыкли оперировать фактами, а они таковы, что проведенные в первом полугодии текущего года различные проверки работы компании не выявили каких-либо нарушений. За период 2011 – 2012 годов ОАО «ВГК» было заключено 852 договора на оказание услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава для осуществления железнодорожных перевозок, какие-либо посреднические организации для реализации указанных выше услуг Компания не привлекает. Напомню также, что решением правительства РФ с начала 2012 года из 136 тыс. полувагонов собственности ОАО «ВГК» 107 тыс. единиц было передано договору привлечения в ОАО «РЖД». То есть полувагоны Компании были переданы в управление ОАО «РЖД», а не кому-либо еще.

- Компания существует всего два года, а самостоятельно оперирует подвижным составом и того меньше. Вы могли бы уже подвести первые итоги?

– В 2011 году выручка ОАО «ВГК» составила более 42 млрд руб., чистая прибыль превысила 14,8 млрд руб., основные показатели эффективности деятельности Компании выполнены с превышением к запланированному бюджету. Совет директоров ОАО «ВГК» оценил работу Компании в данном отчетном периоде положительным образом. Деятельность Компании проверена авторитетным международным аудитором – ООО «Эрнст энд Янг».

ОАО «ВГК» добросовестно выполняет все свои обязательства перед регионом, часто даже в ущерб собственным бизнес-интересам. Так, на полигоне Свердловской железной дороги ОАО «ВГК» перевозит в основном низкодоходные, но чрезвычайно важные как для экономики региона, так и для соседних областей, грузы. В первую очередь, речь идет о строительных материалах (в основном, щебень). Так, именно вагонами ОАО «ВГК» в основном был обеспечен зимний завоз щебня в северные регионы Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Доля стройматериалов в общем объеме перевезенных Компанией грузов на полигоне Свердловской железной дороги стабильно составляет около 80% или 6,2 млн тонн за последние полтора года. Всего же в 2011 – 2012 годах ОАО «ВГК» перевезло по территории области 7,8 млн тонн различных грузов. При этом мы видим положительную динамику отгрузки: если в 2011 году она составила 4,3 млн тонн, то за семь месяцев 2012 года – уже 3,5 млн тонн.

В ОАО «ВГК» понимают свою ответственность перед регионом, поэтому в первоочередном порядке осуществляется перевозка грузов для строительной отрасли, ЖКХ и прочих социально значимых отраслей экономики области. При этом в ряде соседних со Свердловской областью регионов, например, в Западной Сибири, перевозка других, более высокодоходных грузов, была бы значительно более выгодной для Компании. Однако данные обстоятельства критиками работы Компании в регионе не учитываются.

Компания в СМИ