Виталий Евдокименко: Время менять модели // Пульт управления

27 ноября 2012 г.

ОАО «ВГК» – крупнейшая операторская компания в собственности у ОАО «РЖД». Какие проблемы решает «дочка», пока часть её вагонов стабилизирует ситуацию на рынке перевозок в составе парка ВСП?

Формирование ОАО «ВГК» и начало его операторской деятельности завершили перевод российского инвентарного подвижного состава в статус приватного. Продажа же ПГК стала ключевым событием по демонополизации железнодорожного рынка. Однако для ВГК эта сделка никаких радикальных изменений не принесла. Мы и создавались как конкурент ПГК. Сразу была определена доля рынка, которой мы должны добиться в результате достижения запланированных параметров нашей бизнес-модели. Основным нашим активом является универсальный подвижной состав. Нам передано в управление 135 тыс. полувагонов, 25 тыс. крытых вагонов и почти 11 тыс. платформ.

Что касается различий, у ПГК структура парка отличается от нашей. Они владеют 50 тыс. цистерн, специализированным подвижным составом: цементовозами, зерновозами, минераловозами. Кроме того, после продажи контрольного пакета акций ПГК стратегия развития этой компании может быть пересмотрена с учётом конъюнктуры рынка транспортных услуг. Наша же задача – укрепить свои позиции в качестве крупнейшего оператора универсального железнодорожного подвижного состава (перевозки в полувагонах, крытых вагонах и на платформах) и занять более 22% рынка.

С июля 2012 года Вторая грузовая компания приступила к реализации проекта по оказанию услуг грузоотправителям крытых вагонов на условиях публичной оферты. Теперь любое предприятие или частный предприниматель могут рассчитать тариф и заключить договор на предоставление крытых вагонов на интернет-сайте ОАО «ВГК». Преимущество данной услуги для грузоотправителя заключается в том, что оферта является гарантией по обеспечению перевозки без необходимости прохождения сложных процедур согласования. При этом в качестве дополнительной гарантии предоставления вагонов клиенту ОАО «ВГК» объявляет о готовности оплатить штраф в размере 10 тыс. руб. за каждый непредоставленный грузоотправителю вагон.

На первом этапе внедрения данного механизма проект был реализован на полигоне Северо-Кавказской железной дороги в режиме тестовой эксплуатации. К настоящему времени такие преимущества компании, как крупнейший парк крытых вагонов (34% от общего объёма), широкая филиальная сеть, полностью автоматизированная технология услуг по предоставлению крытых вагонов посредством публичной оферты, позволили распространить данный проект на всю сеть дорог.

Учитывая удачный опыт, компания рассматривает возможность внедрения такого механизма и для универсальных платформ, перевозки грузов на которых также имеют «розничный» характер. Реализация проекта, по нашему мнению, будет способствовать привлечению клиентов за счёт улучшения сервиса предоставляемых им услуг, что является одной из важнейших стратегических задач ВГК.

Ещё одно направление нашей работы – обновление подвижного состава. Средний возраст вагонов парка ОАО «ВГК» составляет порядка 20 лет. Исходя из существующей и прогнозируемой конъюнктуры на рынке вагоностроения, планы по закупке в 2012 году были скорректированы в сторону снижения и составляют на сегодняшний день 13,6 тыс. единиц. В целом на 2012 – 2014 годы запланировано порядка 135 млрд руб. инвестиций на обновление подвижного состава, при этом более 70% вложений пойдёт на приобретение новых грузовых вагонов как за счёт собственных, так и привлечённых средств. В 2013 году ОАО «ВГК» планирует приобретение грузового подвижного состава по своей инвестиционной программе в количестве 16 тыс. единиц, а в 2014 году – 13,4 тыс. единиц.

С 1 ноября 2012 года изменились условия перевозок порожних вагонов вследствие унификации тарифов. Переход на единый по уровню тариф на пробег порожних вагонов независимо от класса ранее перевозимого груза приведёт к перераспределению в целом тарифной нагрузки на всех пользователей услугами железнодорожного транспорта. ОАО «ВГК», как и многие другие операторские компании, будет вынуждено принять меры по корректировке действующей ценовой политики, диверсификации грузовой базы в сторону увеличения доли грузов II и III тарифных классов, а также применения ряда технологических мер.

Если же подводить определённые итоги, то основными приоритетами для ВГК в области повышения эффективности своей деятельности мы считаем формирование филиальной сети, ремонт существующего и приобретение нового парка.

Безусловно, большое влияние на компанию оказало принятие Правительством РФ решения о создании парка ВСП (вагоны собственные привлечённые) в декабре 2011 года и передачи подвижного состава ОАО «ВГК» в аренду ОАО «РЖД». Материнская компания получила право привлекать полувагоны частных операторов на основании аукциона или публичной оферты.

Этот механизм был создан для грузоотправителей в условиях дефицита подвижного состава и необходим для перевозки социально значимых грузов. На тот момент мера была своевременной и позволила нормализовать сложившуюся ситуацию, прежде всего в части обеспечения погрузочными ресурсами мелких грузоотправителей. Так, по нашим данным, парк ВСП, составляя всего 20% от общего парка полувагонов на сети, обеспечивает вагонами около 50% грузоотправителей на более чем 72% железнодорожных станциях. Это говорит о высокой доле повагонных отправок в структуре перевозок грузов парком ВСП и присутствии практически во всех регионах страны, а не только на высокоэффективных экспортных направлениях с высокой долей маршрутизации и оптимальной логистикой перевозок.

Кроме того, в 2012 году операторский рынок, особенно в части полувагонов, изменился от «рынка оператора» к «рынку грузовладельца». Прошло несколько крупных сделок по консолидации парка, и этот процесс продолжится.

Первоначально предполагалось, что парк ВСП будет существовать в течение года. Если Правительство РФ примет решение о его отмене, то сейчас условия для этого наиболее благоприятные. Сложился воедино целый ряд факторов – профицит вагонов, неблагоприятная рыночная конъюнктура, унификация тарифов на порожний пробег, обусловивших ситуацию, когда операторы заинтересованы в работе с каждым клиентом, даже самым мелким. Таким образом, риски, связанные с необеспечением вывоза отдельных грузов в случае отмены парка ВСП, в -настоящее время отсутствуют.

Тем не менее окончательное решение по этому поводу ещё не принято.

Но сегодня наряду с отменой парка ВСП необходимо сформировать новую регуляторную и технологическую модель рынка грузовых перевозок с определением субъектного состава данного рынка и закреплением за каждым участником чётких прав, обязанностей и правил работы. Этот вопрос уже прорабатывается и в ОАО «ВГК», и в операторском сообществе. И мы надеемся, что это позволит обеспечить устойчивость функционирования рынка грузовых перевозок в условиях отсутствия вагонов у перевозчика.

В нынешних же условиях наибольшее значение приобретает решение технологических задач, а именно:

  • повышение уровня отправительской и технической маршрутизации для обеспечения гарантированного и своевременного предоставления вагонов;
  • построение логистики при условии попутной загрузки, необходимое для устранения встречных порожних вагонопотоков, то есть повышение коэффициента сдвоенных операций;
  • совершенствование методов организации порожних вагонопотоков, в том числе в увязке с планом формирования поездов и развитием инфраструктуры;
  • укрупнение операторского бизнеса для улучшения качества использования вагонного парка вследствие «эффекта масштаба».

Компания в СМИ