Вагоны доступны для крупных и малых // Журнал «Эксперт-Юг»

26 сентября 2012 г.

Ростовский филиал «Второй грузовой компании» осуществляет порядка трети всех перевозок крытыми вагонами и половину перевозок платформами на СКЖД. ОАО «ВГК» – один из крупнейших российских операторов, который в работе сочетает устойчивые традиции РЖД и прогрессивные методы управления подвижным составом.

C июля 2012 года ОАО «Вторая грузовая компания» осуществляет перевозки на условиях публичной оферты, благодаря чему к железнодорожным перевозкам получают доступ предприятия малого и среднего бизнеса. Директор Ростовского филиала ОАО «ВГК» Александр Титович убеждён, что железная дорога должна быть открыта для всех, поэтому компания активно работает над повышением качества подвижного состава и вводит в практику заказ вагонов по интернету.

– Ростовский филиал ВГК был открыт в 2011 году. Как вы оцениваете предварительные результаты деятельности компании, удалось ли ей «войти» на конкурентный рынок?

– За семь месяцев работы в текущем году погружено более 2 миллионов тонн грузов: компания растёт темпами, опережающими поставленные перед ней задачи. По итогам первого полугодия 2012 года общий план по погрузке выполнен на 110,4%, более трех тысяч вагоноотправок осуществлено сверх плана. Сегодня экономика Юга России активно растёт, в регионе реализуются десятки крупных инвестпроектов, это оказывает влияние на конъюнктуру рынка. Основной объём перевозок – порядка 1,5 миллионов тонн – приходится на строительные грузы, что обусловлено как наличием развитой промышленности строительных материалов, так и активным строительством, ведущимся в регионе. Из оставшегося объёма погрузки около 200 тысяч тонн – это промышленное сырьё, около 115 тысяч тонн – каменный уголь. Подвижной состав ВГК хорошо подходит под грузы этой номенклатуры, поэтому мы не видим препятствий в развитии компании даже на конкурентном рынке: возможности компании совпадают с потребностями экономики.

– Каковы объёмы имеющихся у компании активов и каковы особенности подвижного состава компании?

– В самостоятельном управлении ВГК на сегодняшний день находится порядка 32 тысяч полувагонов, около 22 тысяч крытых вагонов и 10 тысяч платформ. Мы активно работаем над модернизацией и пополнением подвижного состава. Можно сказать, наша специализация сложилась естественным путём: наличие такого парка предопределяет те грузы, на которых специализируется компания – цемент, щебень, удобрения, сахар. Среди клиентов Ростовского филиала ОАО «ВГК» – крупнейшие предприятия Юга России: ОАО «Ростсельмаш», ОАО «Невынномысский азот», ОАО «Белореченские минеральные удобрения», компании «Новоросцемент», «Кнауф Маркетинг», «Юг Руси», практически все цементные заводы региона. Бывают и экзотические заказы, обусловленные особенностями экономики. Например, мы осуществляли перевозку мелкого рогатого скота по заказу фермеров Дагестана.

– В регионе работают тысячи малых и средних предприятий с широкой географией грузов. Многие жалуются на недоступность железнодорожных перевозок. Вы готовы работать с этим сегментом бизнеса?

– С лета этого года мы предоставляем возможность заключать договор оферты, что позволяет сегменту малого бизнеса получить доступ к мощностям компании. На СКЖД не так много клиентов, которые грузят по 300-400 вагонов, и таких клиентов операторы обычно обеспечивают вагонами в первую очередь, но для нас сегмент малого и среднего бизнеса сегодня является приоритетным. Я считаю это большим шагом в развитии Компании: мы ставим перед собой задачу довести число малых и средних заказчиков до 30 процентов в клиентском портфеле ОАО «ВГК». С 31 июля 2012 года мы перевезли в рамках договоров оферты более двух тысяч тонн грузов: неметаллической руды, запчастей сельхозмашин, муки. Среди клиентов такие предприятия, как ООО «Грэйн Плюс», ООО «Мукерья-К», Промресурс, ООО «КФХ Заря» и другие.

– Но в этом сегменте большую конкуренцию вам составляют автотранспортные перевозки. В чём конкурентные преимущества железнодорожных перевозок?

– Сегодня это гораздо более комфортный для заказчика и гораздо менее рискованный способ доставить груз, особенно на большие расстояния. Автоперевозки выгодны только на расстояниях до 2000 километров. Но у нас огромная страна, география поставок наших клиентов выходит далеко за пределы двух тысяч километров и за пределы границ России. Здесь с железнодорожными перевозками конкурировать невозможно. Вагонные перевозки гораздо меньше подвержены сезонным рискам: многие поставщики по условиям договора должны оплачивать штрафы за срыв поставки, а состояние российских автодорог, особенно в осенний, зимний и весенний периоды, всем известно. Есть риски, связанные и с безопасностью передвижения автотранспорта, которые исключены в случае с перевозкой по железной дороге. Большим конкурентным преимуществом является такой сервис, как услуга экспедитора: это особенно важно для поставщиков в страны СНГ. Стоимость этой услуги совсем невелика, и она снимает с заказчика риск по возмещению стоимости утерянного вагона, которая может достигать 2-2,5 млн рублей.

– Но у ОАО «ВГК» в активе такой огромный парк подвижного состава. Как эффективно осуществлять управление, особенно при наличии большого числа мелких и средних клиентов?

– Управление погрузками и движением составов осуществляется автоматически, так что сбоев нет. Разумеется, часть работы мы выполняем вручную: вагоны, отправляющиеся в страны ближнего и дальнего зарубежья, должны обладать определёнными характеристиками: это комплектация соответствующими международным стандартам тележками, боковинами, обладание определённым пробегом и так далее. Это можно сделать только вручную, чем занимаются опытные специалисты. Существенно ускоряет процесс предоставления наших услуг возможность рассчитать тариф и заключить договор в электронной форме, на интернет-сайте ОАО «ВГК» http://vgk.org.ru/. Крытые вагоны будут предоставлены грузоотправителю в 10-дневный срок с момента оплаты и без дополнительного согласования.

Компания в СМИ