Условие реформы // Гудок

4 марта 2013 г.

О новой технологии управления вагонными парками, возможностях привлечения малого и среднего бизнеса и перспективах нового подвижного состава "Гудку" рассказал Виталий Евдокименко.

- Виталий Михайлович, каковы результаты работы компании в минувшем году?

- В 2012 году удалось перевезти 54,8 млн тонн, что вдвое больше, чем в 2011 году. Это 490,8 тыс. вагонов, находящихся в управлении нашей компании, что в 2,2 раза больше предыдущих результатов. Общий грузооборот в самостоятельном управлении ФГК в 2012 году достиг 119,8 млрд ткм, что на 70 млрд ткм, или в 2,4 раза, больше прошлогоднего.

Объём среднесуточной погрузки вагонов в самостоятельном управлении ФГК в 2012 году вырос к 2011 году в 2,2 раза и составил 2 454 вагона.

- Какова география работы ФГК?

- Наша компания создавалась как общесетевой оператор. И уже можно говорить о её присутствии на всём "пространстве 1520".

Для максимального охвата грузовой базы, удобства грузовладельцев, повышения уровня качества и технологичности услуг созданы 14 филиалов и Московское представительство компании. Появились они и в Казахстане, и на Украине - эти страны обладают значительной грузовой базой. Дальнейшее развитие филиальной сети будет зависеть от необходимости усиления присутствия ФГК в конкретных регионах.

- Какие факторы и где оказали наибольшее влияние на рост погрузки?

- Мы социально ориентированная компания. И, как дочернее общество ОАО "РЖД", несём ответственность за перевозки для нужд Минобороны, различных силовых ведомств, строительной отрасли, ЖКХ и других подобных отраслей экономики.

Так, в 2011-2012 годах для предприятий ЖКХ и энергетики компанией было перевезено более 3,5 млн тонн угля. Домашние животные для нужд сельскохозяйственной отрасли перевезены более чем в 1600 наших вагонов.

Значительную долю в погрузке ФГК обеспечивает Кузбасс. Одним из факторов, повлиявшим на рост погрузки, можно назвать образование Кузбасского агентства транспортного обслуживания ФГК, а также создание обособленных рабочих мест по всей Западно-Сибирской дороге.

Парк новосибирского филиала пополнился новым подвижным составом - 500 крытыми вагонами и 100 платформами. Всё это, конечно, отразилось на объёмах и качестве наших услуг.

Одним из главных преимуществ компании стала и разработка новых сервисов, нацеленных на повышение комфорта для грузоотправителей. В частности, ФГК контролирует продвижение вагонов с грузом, а ведь многие собственники вагонов не оказывают экспедиторские услуги.

Кроме того, ФГК на всей сети предоставляет крытые вагоны посредством публичной оферты. Эта услуга позволяет предприятиям малого и среднего бизнеса, то есть малым грузоотправителям, которые не вызывают особого интереса у логистических операторов, самостоятельно рассчитать тариф и заключить договор на предоставление крытых вагонов на сайте ФГК.

- Как бы вы оценили работу в 2012 году по типам подвижного состава?

- В прошлом году ФГК приступила к полноценному, самостоятельному оперированию всем собственным парком крытых вагонов и платформ, поэтому первоочередной задачей стало наращивание клиентской базы. Об этом свидетельствует и доля от общей погрузки по сети - на конец года она составила 27% по крытым вагонам (прирост к началу года - 17%) и 39% - по платформам (прирост 31%).

Что касается управления полувагонами, то в части самостоятельного оперирования доля ФГК стабильна - 5% от общей погрузки сети. В 2013 году с учётом прироста парка прогнозируемая доля составит 7-9%.

- Как изменилась структура погрузки в вагоны ФГК?

- Доля грузов 2-го и 3-го классов увеличилась на 5% и 11% относительно грузовой базы 2011 года. Доля грузов 1-го класса сократилась на 16% к 2011 году.

Если рассматривать грузы по их доле в выручке, то в полувагонах это каменный уголь и металлы. В крытых - строительные грузы, удобрения, сахар и соль. По платформам - металлы, стройматериалы и лес.

- Насколько эффективным инструментом может стать Единый сетевой технологический процесс, в разработке которого приняли активное участие специалисты ФГК?

- ЕСТП принят ОАО "РЖД" как программный документ, направленный на повышение качества организации и управления перевозками в условиях множественности операторов подвижного состава.

Основная его цель - формирование новой технологии управления вагонными парками и планирования перевозок на принципах чёткой регламентации технологических функций участников рынка перевозок, месячного планирования погрузки и перевозок порожних вагонов, организации порожних вагонопотоков на основе корреспонденций операторов, рационального размещения порожняка на инфраструктуре общего пользования.

Сейчас ЕСТП может применяться в части, не противоречащей федеральным законам и иным правовым актам России. Однако это концептуальный документ, задуманный на перспективное развитие железнодорожного транспорта. Его реализация в полном объёме требует актуализации нормативной правовой базы.

- Какие изменения потребуется в неё внести?

- Реформа рынка грузоперевозок должна была сопровождаться, а по возможности предваряться реформой регуляторной модели этого рынка.

Преобладание приватных парков требует актуализации нормативно-правовой базы. Прежде всего необходимо закрепить требование к грузоотправителям согласовывать с операторами подаваемые ими заявки на перевозку грузов формы ГУ-12 и их корректировки. Это обеспечит функционирование единой системы планирования для участников перевозок, повысит их ответственность, упорядочит использование вагонов и снизит нагрузку на инфраструктуру.

Необходимо разработать правила оказания владельцем инфраструктуры услуг по размещению подвижного состава на путях общего пользования и соответствующее Тарифное руководство, устанавливающее ставки платы и правила их применения при занятии путей общего пользования.

Следует продолжить доработку постановления Правительства России об основах правового регулирования деятельности операторов, в котором необходимо установить их чёткие права и обязанности.

Наконец в сфере грузовых железнодорожных перевозок должен быть создан институт саморегулирования.

Предлагаемые изменения должны отразиться не только в нормативных правовых актах федеральных органов, но и в ФЗ "О железнодорожном транспорте в РФ" и Уставе железнодорожного транспорта.

- ФГК - заказчик технической документации и изготовления двух опытных вагонов-платформ для перевозки транспортных средств, контрейлеров и контейнеров. Насколько эффективным может стать этот проект?

- Наша компания нацелена на развитие инновационных технологий. Одно из таких направлений - развитие контрейлерных перевозок на "пространстве 1520". Это важный национальный проект, имеющий помимо технологической новизны большое социально-экономическое значение.

Его целесообразность будет увеличиваться по мере ввода новых платных автодорог, различных ограничений для большегрузного автотранспорта и ужесточения экологических требований.

По концепции организации контрейлерного сообщения на "пространстве 1520", одобренной Объединённым учёным советом ОАО "РЖД" в марте 2012 года, определён перспективный полигон курсирования регулярных контрейлерных поездов. Он включает Финляндию, Украину, страны Балтии, Белоруссию, Казахстан. В качестве одного из пилотных рассматривается проект сообщением Москва - Санкт-Петербург - Хельсинки.

Здесь также необходимо совершенствование нормативной базы, таможенных процедур, тарифных условий. И сейчас ФГК совместно с ОАО "РЖД" активно работает в этом направлении.

- Что предпримет ФГК в связи с проявлением кризисных явлений в экономике?

- Рынок грузоперевозок определяют не владельцы вагонов, а владельцы грузов. В этих условиях ключевым фактором успеха становится клиентоориентированность: качество оказываемых услуг, внедрение новых продуктов с учётом индивидуальных потребностей грузоотправителей.

Ещё один способ привлечения клиентов - постоянное обновление и повышение коммерческой привлекательности подвижного состава, закупка инновационных вагонов.

Все усилия компании будут направлены на построение долгосрочных и взаимовыгодных отношений с клиентами, что позволит нам сохранить достигнутые к 2013 году позиции на рынке.

Компания в СМИ