РЖД возвращает нам полувагоны для наращивания бизнеса // ИА Прайм

26 июня 2013 г.

Федеральная грузовая компания, «дочка» РЖД, является одним из крупнейших грузовых железнодорожных операторов в России. Вагонный парк компании составляет около 170 тысяч вагонов, из них около 130 тысяч - полувагоны. О том, почему сокращаются закупки вагонов, о передаче парка в самостоятельное управление ФГК, планах размещения еврооблигаций и ситуации на рынке грузовых перевозок в интервью агентству «Прайм» рассказал генеральный директор ФГК Виталий Евдокименко. Беседовала Надежда Фролова.

- Виталий Михайлович, ФГК первым из крупных операторов объявило о корректировке своей инвестпрограммы на 2013 год в сторону уменьшения. Какое именно снижение запланировано и за счет чего?

- В настоящий момент планируется снижение инвестиционной программы компании на 18,7 миллиарда рублей за счет отказа от покупки полувагонов и платформ. Это обусловлено падением грузооборота, нарастанием профицита парка вагонов и снижением ставок маржинальной доходности. В текущих экономических условиях покупка данного вида подвижного состава не обеспечивает возврат инвестиций и неэффективна. Кроме того, снижен объем ремонта с продлением срока службы вагонов в связи с перевыполнением программы ремонтов в 2012 году, оптимизированы капитальные вложения организационного характера.

В связи с ограничением продления сроков эксплуатации вагонов одним годом компания рассматривает возможность полного отказа от программы ремонта вагонов с продлением из-за их экономической неэффективности. Это приведет к дополнительному сокращению инвестиционной программы на 8 миллиардов рублей. Вопрос о корректировке инвестиционной программы ФГК будет рассмотрен по итогам работы компании за первое полугодие 2013 года.

- Какой объем заимствований у ФГК на 2013 год? Какие задействованы инструменты - кредиты, облигации?

- Согласно проекту корректировки бюджета ФГК на 2013 год планируемый объем привлечения заемных денежных средств составит около 24 миллиарда рублей. ФГК в связи с этим изучила возможности дальнейшего привлечения долгосрочных кредитных ресурсов, в том числе в форме банковских кредитов и выпуска облигаций или еврооблигаций.

Облигации или еврооблигации в качестве источника финансирования инвестиционной программы общества обеспечит привлечение широкого круга инвесторов, что позволит существенно улучшить основные параметры заимствований для общества (сумму, срок, ставку). Размещение облигаций ФГК на рынке планируется только после присвоения обществу кредитного рейтинга.

- Какие прогнозы ФГК по финансовым показателям в 2013 году?

- РЖД в сложившихся условиях жесткой конкуренции между операторами подвижного состава, в том числе ценовой конкуренции, и для максимально эффективного использования парка в начале 2013 года приняли решение о поэтапной передаче полувагонов из привлеченного парка в оперирование ФГК. Завершение передачи вагонов в самостоятельное управление ФГК планируется до июля текущего года.

При изменении бизнес-модели управления парком ФГК, нарастания кризисных явлений в экономике и, как следствие, на рынке грузоперевозок в целом, а также возникновения новых требований технических и надзорных органов, компания, тем не менее, предполагает получение в 2013 году выручки в сумме 57,5 миллиарда рублей и чистой прибыли - 2,9 миллиарда рублей. 

- Что ФГК ожидает по перевозкам в 2013 году?

Текущий год для операторского рынка характеризуется сложной ситуацией: снижение предъявления грузов, профицит вагонов на сети и как следствие - усилившаяся конкурентная борьба за клиента со стороны операторов подвижного состава. ФГК, понимая и оценивая нынешнюю рыночную ситуацию, стремится установить стабильные и ответственные партнерские отношения с клиентами, повышая качество сервиса и спектр предоставляемых услуг. Так, ФГК приобретает новые вагоны, которые за счет своих улучшенных технических характеристик являются коммерчески привлекательными и более востребованными у клиентов. В результате реализуемых мер по обновлению парка в настоящее время более 23% вагонов компании не превышают возраста 10 лет.

Развивается услуга предоставления полувагонов и крытых вагонов компании посредством публичной оферты через интернет, которая позволяет обеспечить техническую и экономическую доступность подвижного состава для клиентов, находящихся в любых уголках нашей страны, что особенно актуально для клиентов малого и среднего бизнеса в условиях эксплуатации на сети преимущественно приватных вагонов и практически полного отсутствия вагонов как общего, так и привлеченного парка. Занимаемая активная позиция компании позволяет нам рассчитывать на освоение грузовой базы не менее нашей доли вагонов на сети - а это порядка 14-15% или порядка 160 миллионов тонн в год, а при улучшении экономической ситуации на рынке грузоперевозок - прирастить объем перевозок сверх данного показателя.

- Что компания ждет от внедрения публичной оферты, и какие ее перспективы на рынке железнодорожных грузоперевозок?

- Услуга предоставления крытых вагонов посредством публичной оферты через интернет хорошо зарекомендовала себя в 2012 году, поэтому в нынешнем году было принято решение распространить ее на полувагоны и платформы. С марта мы предлагаем по оферте полувагоны по ставкам общего парка прейскуранта 10-01, а в ближайшее время запустим оферту платформ.

Такой инструмент, как оферта, удобен и компании, и грузоотправителям, поскольку позволяет в сжатые сроки заключить договор и осуществить перевозку. Любой грузоотправитель, зайдя на сайт, может самостоятельно рассчитать тариф, на протяжении нескольких часов провести все подготовительные работы, за двое-трое суток оплатить счет и максимум в течение 10 дней получить подвижной состав. Необходимо отметить, что механизм работы по оферте давно и успешно используется в разных отраслях бизнеса, а теперь он появился и в сфере железнодорожных перевозок грузов.

- В последнее время ставки компаний-операторов на вагоны, особенно полувагоны, существенно упали, бизнес железнодорожных грузоперевозок становится малорентабельным, что может привести к разорению мелких операторов и их скупке крупными игроками. Как Вы думаете, насколько велика вероятность консолидации вагонного парка несколькими крупными игроками уже в этом году? Какой будет возможная роль ФГК в этом процессе?

- Процесс консолидации вагонного парка идет уже не один год, но особенно продуктивным в части сделок слияния и поглощения был 2012 год, когда крупными игроками на рынке оперирования были приобретены ряд более мелких, в основном кэптивных компаний. Учитывая тенденции рынка оперирования, а также предпосылки, послужившие основаниями для данных сделок, по мнению ФГК, данный процесс неизбежно продолжится, но с учетом количества игроков на данном рынке - более 1800, консолидация вагонного парка в руках нескольких крупных игроков уже в этом году видится маловероятной.

Кроме того, если в предшествующие годы при покупке компании основной интерес представлял размер парка и его качество, то в настоящее время, в условиях устойчивого профицита парка вагонов на сети и снижения предъявления грузов, основное значение имеет наличие у покупаемой компании стабильной грузовой базы и долгосрочных контрактов с грузовладельцами. При этом, ФГК, как один из крупнейших игроков на рынке оперирования, также участвует в данном процессе, приобретая не только новый подвижной состав, но и вагоны со вторичного рынка и при наличии интересных, выгодных предложений и в дальнейшем намерено продолжить данную практику.

- Разъясните ситуацию с временным размещением на путях общего пользования не задействованных в перевозках вагонов 

- Между ФГК и РЖД для рационального управления подвижным составом заключен договор на временное размещение на путях общего пользования вагонов, не задействованных в перевозках. Вагоны размещаются на малодеятельных станциях сети железных дорог для снижения нагрузки на инфраструктуру РЖД на более напряженных участках. В первую очередь, в отстой направляются вагоны с истекшим сроком службы или требующие серьезного ремонта. Такие вагоны могут находиться на путях необщего пользования до принятия решения по их дальнейшей эксплуатации, исключению или направлению в ремонт.

При сезонных колебаниях объемов погрузки частично в отстой попадают и исправные вагоны, которые находятся там в ожидании отправления в адрес грузоотправителя. Так, на сегодняшний день в отстое находятся крытые вагоны и универсальные платформы, не участвующие в перевозочном процессе. В настоящее время в отстой направлено не более 5% от общего парка вагонов ФГК, находящегося в собственном управлении компании. Сегодня, в условиях ощутимого профицита подвижного состава на всей сети железных дорог, данные цифры представляются незначительными и не оказывающими серьезного влияния на деятельность отрасли. Тем не менее, в 2013 году ФГК планирует значительно сократить количество вагонов, размещенных в отстое.

Что касается самого многочисленного рода подвижного состава в парке ФГК - полувагонов, то на сегодняшний день они в отстое не размещаются, и планами компании это также не предусматривается.

- В связи с участившимися случаями схода грузовых вагонов широко обсуждается вопрос о безопасности движения на железнодорожном транспорте. Как ФГК относится к данной ситуации и что предпринимает со своей стороны для решения данного вопроса?

- Начнем с того, что мы, как и РЖД, настаиваем на немедленном создании единой информационной базы. В этом вопросе ФГК работает в плотном контакте со структурами РЖД - Главным вычислительным центром, Центральной дирекцией инфраструктуры, а также Росжелдором, первой второй и третьей вагоноремонтными компаниями. Позиция компании состоит в том, что сведения об изделиях, выпускаемых заводом-производителем, должны сразу заноситься в единую базу данных литых деталей. Также необходимо запретить без разрешения собственника несанкционированную подкатку литых деталей тележки под вагоны при проведении их ремонта.

Считаю необходимым отметить, что еще в 2011 году мы, как и ряд других крупных операторов, создали свою программу учета крупных литых деталей. Мы видим «задвоение» и ведем учет данных случаев. Однако одних усилий операторов не достаточно, самостоятельно эту проблему нам не решить. Повторяю, необходимо создание единой информационной базы с логическим запретом, который позволил бы исключить возможность появления «деталей-двойников» в информационных системах.

Вместе с тем масштабы проблемы представляются несколько преувеличенными. Так, с целью сверки данных была организована перепись боковых рам вагонов собственности компании и сравнение данной информации с аналогичными данными в информационных системах 
РЖД. Из почти трех тысяч вагонов собственности ФГК, прошедших перепись литых деталей, выявлено несоответствие данных о комплектации только на тысяче вагонов. Анализ выявленных несоответствий показал, что появление «деталей-двойников» зачастую является следствием недостаточного контроля со стороны вагоноремонтных предприятий за достоверностью вносимых после проведения ими ремонта данных в лист комплектации. На этом основании можно сделать вывод о том, что данные «задвоения» не могут указывать на факт использования контрафактной продукции.

- Так что же делать с наличием на рынке крупных литых деталей с повторяющейся нумерацией?

- Проблема «задвоения» номеров литых деталей - не новая. ФГК периодически сталкивается со случаями выявления боковых рам и других крупных литых деталей с одинаковыми номерами. Одной из главных причин сложившейся ситуации является недостаточно эффективный контроль, осуществляемый вагонно-ремонтными предприятиями за учетом литых деталей (в том числе на вагонах собственности ФГК), в результате чего в информационные системы РЖД попадает недостоверная информация о комплектации отремонтированных грузовых вагонов.

В этой связи еще год назад НП «Объединение производителей железнодорожной техники» дало поручение отраслевому институту ВНИИЖТ доработать программное обеспечение, используемое в настоящее время РЖД, и создать единую информационную базу крупного вагонного литья. При этом главным стержнем новой программы должен стать логический запрет на попадание в систему ошибочной информации о комплектации отремонтированных вагонов, поступающей с вагоноремонтных предприятий. Однако пока, к сожалению, процесс разработки и внедрения программы затягивается. Хотя руководство РЖД и ОПЖТ постоянно требует ускорить данную работу. Так, на состоявшемся в конце марта 2013 года совещании партнерства в г. Курске его участники в очередной раз напомнили о необходимости скорейшей доработки информационных систем холдинга.

- Как Вы относитесь к решению властей Казахстана о запрете российским операторам вывозить грузы с территории республики?

- Казахстанские железные дороги в лице АО «НК «Казахстан темир жолы» 4 апреля запретили российским железнодорожным операторам грузиться после доставки грузов на станции на территории Казахстана, разрешая только транзитный въезд. Подобные меры приводят к увеличению порожнего пробега, сокращению оперативности управления вагонами, локальным сбоям в работе, что влечет за собой дополнительные издержки, которые естественным образом ложатся в транспортную составляющую цены товара, а, следовательно, и его конечной стоимости.

После переговоров с руководством «Казахстан темир жолы» удалось отменить ограничения на погрузку в парке ФГК на территории Казахстана. Однако, наряду с этим, ужесточились меры по контролю за движением парка российских операторов в части строгого соблюдения заявок при заадресации порожних вагонов назначением на станции Казахстана и предъявления грузоотправителями доверенностей от собственника вагонов. В связи с этим считаем необходимым выстраивание с КТЖ системной работы как в части выполнения требований перевозчика операторами подвижного состава, так и в части соблюдения перевозчиком норм и правил единого железнодорожного пространства на территории Казахстана

Компания в СМИ