Работа по модернизации и обновлению вагонного парка будет продолжена //Журнал «Транспорт»

8 июня 2012 г.

Крупнейший операторский актив «Российских железных дорог» — Вторая грузовая компания — продолжает активное развитие как универсальный сетевой оператор.

По словам генерального директора ОАО «ВГК» Виталия Евдокименко, объем закупок нового подвижного состава в текущем году превысит прошлогоднюю закупочную программу почти в 10 раз, при этом основную долю составят полувагоны.

«Транспорт»: Виталий Михайлович, какой объем перевозок прогнозирует ОАО «ВГК» на текущий год и как этот показатель влияет на то, что часть парка находится в управлении материнской компании?

— Прогнозируемый объем погрузки ОАО «ВГК» в 2012 году составляет 3 154 580 вагоноотправок, в том числе: полувагонами — 2 537 140; крытыми вагонами — 417 687; платформами — 115 976; прочими вагонами — 83 777.

Что касается показателей использования подвижного состава ОАО «ВГК» в управлении ОАО «РЖД», то они в целом находятся на среднесетевом уровне.

«Транспорт»: Планирует ли компания расширять вагоноремонтный сегмент?

— Безусловно. Одним из основных мероприятий, проводимых ОАО «ВГК» на данном этапе, является обновление парка имеющихся грузовых вагонов, средний возраст которых превысил 21 год.

В 2011 году проведен плановый ремонт свыше 70 тыс. собственных вагонов, в том числе продлен срок службы более 31 тыс. Это позволило значительно снизить долю нерабочих вагонов в общем парке ОАО «ВГК» и обеспечить клиентов дополнительными единицами подвижного состава. В 2012 году программа ремонта ОАО «ВГК» превысит 100 тыс. вагонов.

Как я уже сказал выше, вагоны, переданные в уставный капитал ОАО «ВГК», имеют высокий уровень износа, и им требуется скорейшая модернизация. Частично эту проблему призвана решить собственная производственная база по ремонту в арендованном эксплуатационном вагонном депо Смычка (Нижний Тагил), где развернуто производство по модернизации полувагонов с продлением срока их эксплуатации. Ожидается, что к середине 2012 года депо выйдет на проектную ремонтную мощность — около 4 тыс. полувагонов в год.

При размещении заказов на услуги вагоноремонтных предприятий ОАО «ВГК» учитывает, прежде всего, основные экономические критерии: качество, сроки, стоимость ремонта.

В настоящее время для ОАО «ВГК» эффективным способом достижения наилучшего результата по перечисленным критериям является размещение заказа по ремонту грузовых вагонов путем проведения открытых конкурсных процедур, организатором которых выступает Центр организации конкурсных закупок ОАО «РЖД».

Проблеме эффективности грузовых железнодорожных перевозок сейчас уделяется большое внимание со стороны государства. С учетом постоянно растущих потребностей рынка в ОАО «ВГК» были увеличены темпы проведения работ по ремонту и восстановлению подвижного состава. Тысячи дополнительных вагонов предоставляются, прежде всего, под перевозки социально значимых и массовых грузов. Активная работа по модернизации и обновлению парка в компании будет продолжена.

«Транспорт»: Можете ли Вы прокомментировать появившуюся в СМИ информацию о готовности ОАО «ВГК» развиваться за счет поглощения других игроков рынка грузовых железнодорожных перевозок?

— В соответствии с программой структурной реформы на железнодорожном транспорте ключевой задачей ОАО «ВГК» является укрепление позиций компании как крупнейшего оператора универсального железнодорожного подвижного состава с целевой долей рынка к 2015 году более 22%.

В связи с этим в компании рассматривается несколько вариантов. В частности, это покупка новых вагонов у различных производителей, а также приобретение более «молодого» парка подвижного состава непосредственно на рынке. При реализации любого из данных вариантов компания будет руководствоваться, прежде всего, целесообразностью и максимально комфортными условиями сделки.

В 2011 году мы ограничились покупкой 1,75 тыс. полувагонов, но в 2012-м планируем приобрести 15,6 тыс. вагонов, в том числе: 4 тыс. цистерн, 2 тыс. крытых вагонов, 1 тыс. платформ, остальное — полувагоны.

«Транспорт»: Как Вы считаете, смогло ли качественно изменить ситуацию с управляемостью парками распространение на всю сеть железных дорог действия приказа Минтранса России об адресной отправке порожняка?

— Приказ Минтранса об адресной отправке порожних вагонов полностью исключил возможность пробега порожних вагонов назначением на станции, по которым погрузка не планируется, что значительно снизило нагрузку на инфраструктуру ОАО «РЖД». Оперативная работа коммерческих подразделений ОАО «ВГК» с клиентами, касающаяся своевременной подачи ГУ-12, также позволила снизить нагрузку на инфраструктуру ОАО «РЖД» и обеспечила рациональное использование собственного подвижного состава.

«Транспорт»: Затронула ли компанию ситуация с некачественным вагонным литьем и как в ОАО «ВГК» относятся к идее обязательного (внепланового) ремонта новых вагонов по истечении первого года эксплуатации?

— В 2011 году на сети железных дорог допущено четыре случая излома боковых рам тележек вагонов, находящихся в собственности ОАО «ВГК». Из них три боковые рамы изготовлены ОАО «НПК «Уралвагонзавод» в 2007 году и одна — ОАО «Промтрактор-Промлит» также в 2007 году. Изломавшиеся литые детали при гарантийном сроке службы не менее 32 лет находились в эксплуатации всего четыре года.

Основной причиной изломов боковых рам в эксплуатации становится образование и развитие усталостных трещин в местах расположения литейных дефектов заводского происхождения. Несмотря на то, что практически все литейные заводы установили современное оборудование для изготовления вагонного литья, производителям не хватает времени на отработку новых технологий и накопление опыта работы.

В настоящее время в парке ОАО «ВГК» нет вагонов, которые по предписанию Ространснадзора были бы отставлены от эксплуатации по причине бракованного литья. Но в связи с приостановкой действия сертификатов на вагонное литье у ряда производителей ОАО «ВГК» будет вынуждено отставлять вагоны от перевозочного процесса и, соответственно, нести убытки, связанные с выводом подвижного состава из эксплуатации.

Что касается обязательного (внепланового) ремонта новых вагонов по истечении первого года эксплуатации по причине некачественного литья, то, по нашему мнению, он должен быть проведен за счет производителя некачественной продукции.

«Транспорт»: В какие сроки, на Ваш взгляд, может быть решен вопрос об унификации тарифов на порожний пробег вагонов?

— Система тарифного регулирования, конечно, не отвечает требованиям времени. Действующие до сих пор нормативно-правовая база и тарифная сетка в полной мере отвечают технологии управления инвентарным парком, но являются неэффективными в условиях перехода парка вагонов в разряд приватного.

В этой связи первоочередная задача состоит в своевременном внесении изменений в существующую регуляторную модель, что позволит повысить эффективность управления парками приватных вагонов.

В целях создания экономических стимулов для совершенствования технологии управления вагонным парком нужно завершить унификацию тарифов на перевозки грузов независимо от видов сообщения (за исключением транзита) и унификацию тарифов на перевозки порожнего универсального подвижного состава независимо от тарифного класса ранее перевозимых в них грузов.

Соответствующая адаптация нормативно-правовой базы и системы государственного тарифного регулирования является важнейшим элементом системы регулирования рынка железнодорожных перевозок.

Радует, что понимание необходимости и срочности унификации тарифов на перевозки грузов имеется и у отвечающих за эти процессы государственных структур. Мы, в свою очередь, надеемся, что это произойдет до конца года.

Компания в СМИ