Перепись литья // Гудок

16 апреля 2013 г.

В недавно опубликованном письме Ространснадзора приведена информация ОАО «РЖД» о наличии в автоматизированном банке данных грузовых вагонов более 375 тыс. единиц с одинаковыми номерами боковых рам. Их собственникам предложено до 19 апреля проверить подвижной состав на двойную нумерацию и исключить эксплуатацию таких вагонов.

Сергей Порядин, заместитель генерального директора по техническому развитию – главный инженер ОАО «ФГК»

– Сергей Иванович, приходилось ли ранее сталкиваться с подобным дублированием? 

– Проблема «задвоения» номеров вагонов не нова. Мы периодически сталкиваемся со случаями выявления боковых рам и других крупных литых деталей с одинаковыми номерами. Одна из главных причин тому – недостаточно эффективный контроль со стороны ремонтных предприятий за учётом литья, в том числе и на вагонах нашей компании. В результате в информационные системы ОАО «РЖД» попадает недостоверная информация о комплектации отремонтированного подвижного состава. В этой связи ещё год назад НП «Объединение производителей железнодорожной техники» поручило ВНИИЖТу доработать используемое в ОАО «РЖД» программное обеспечение для создания единой информационной базы крупного вагонного литья. При этом главным стержнем новой программы должен стать логический запрет на попадание в систему ошибочной информации о комплектации отремонтированных вагонов, поступающей с предприятий. 
Однако, к сожалению, пока разработка и внедрение программы затягивается. Хотя и руководство РЖД, и производители постоянно требуют ускориться. 
На состоявшемся в конце марта совещании партнёрства в Курске его участники в очередной раз напомнили о необходимости скорейшей доработки информационных систем холдинга. 

– Что делает ОАО «ФГК» в этом направлении?

– Мы, как и ОАО «РЖД», настаиваем на немедленном создании единой информационной базы. В этом вопросе ФГК работает в плотном контакте со структурами компании – Главным вычислительным центром, Центральной дирекцией инфраструктуры, а также Росжелдором и ремонтными компаниями ВРК-1,2,3. Наша позиция в том, чтобы сведения об изделиях, выпускаемых заводом-производителем, сразу вносились в единую базу данных литых деталей. 

Также необходимо запретить без разрешения собственника несанкционированную подкатку литых деталей тележки под вагоны при их ремонте. 
Ещё в 2011 году мы, как и ряд других крупных операторов, создали свою программу учёта крупных литых деталей. Мы видим «задвоение» и ведём учёт таких случаев. Однако одних усилий операторов недостаточно, самостоятельно эту проблему нам не решить. 
Вместе с тем масштабы проблемы несколько преувеличены. Так, с целью сверки данных были организованы перепись боковых рам наших вагонов и сравнение данной информации с аналогичными данными в информационных системах РЖД. И из почти 3 тыс. вагонов собственности ФГК, прошедших перепись литых деталей, выявлено несоответствие данных о комплектации только на тысяче вагонов. 
Анализ выявленных несоответствий показал, что появление деталей-двойников зачастую следствие недостаточного контроля со стороны вагоноремонтных предприятий за достоверностью вносимых после работы данных в лист комплектации. 
На этом основании можно сделать вывод, что «задвоения» не могут указывать на факт использования контрафактной продукции. 

– И всё-таки как вы, компания-оператор, можете повлиять на улучшение ситуации с безопасностью движения? 

– Мы беспокоимся не только о своей экономике и перевезённых тоннах, но и об улучшении технического состояния наших вагонов. Именно от этого зависит не только наша конкурентоспособность, но, что более важно, безопасность движения. И здесь наша ключевая задача – обновление парка подвижного состава. 
В 2012 году было закуплено 13,6 тыс. новых вагонов, в этом году запланировано приобрести ещё 7,5 тыс. В целом с 2013 по 2015 год планируем инвестировать в обновление парка 134 млрд руб., при этом более 70% вложений пойдёт на приобретение новых грузовых вагонов. 
Постоянный контроль за качеством ремонта собственного парка – ещё одно важное направление деятельности ФГК в обеспечении безопасности движения. В 2012 году из планового ремонта вышло около 77 тыс. наших вагонов, в том числе из деповского – более 62 тыс. Объём капитального ремонта в том же году составил около 15 тыс. В ближайшие три года планируем отремонтировать более 226 тыс. вагонов. Но обновление вагонного парка и ремонт имеющегося, очевидно, не решают всех проблем безопасности движения. Даже новые вагоны отечественного производства нельзя считать «последним словом» вагоностроительной техники. Поэтому недавно мы тоже стали «немного производителем». 

– Вы имеете в виду создание совместно с немецким концерном «Кнорр-Бремзе» производства по изготовлению тормозного оборудования для подвижного состава? 

– Да. В конструкции любого вагона одним из важнейших элементов, отвечающих за безопасность движения, является тормозное оборудование. Именно поэтому мы развиваем очень важный и нужный для всей отрасли проект по оснащению вагонов новейшим высокотехнологичным тормозным оборудованием ведущего мирового производителя. 
С этой целью в феврале 2013 года было создано совместное предприятие ФГК и компании «Кнорр-Бремзе» – ООО «Кнорр-Бремзе 1520». На его базе в Твери планируется изготавливать тормозное оборудование не только для грузовых вагонов, это воздухораспределители КАВ60, но и для пассажирских локомотивов и вагонов, а также пригородных электропоездов. 
ФГК уже более года участвует в испытаниях тормозного оборудования производства «Кнорр-Бремзе» на собственных полувагонах. 
В декабре 2011 – марте 2012 года на испытательном полигоне на станции Смычка 321 полувагон собственности ФГК был оборудован воздухораспределителями КАВ60, из которых были сформированы пять опытных поездов. 

– Расскажите ещё об одном проекте вашей компании по производству платформ для контрейлерно-контейнерных перевозок. 

– Действительно, ФГК – заказчик разработки, испытаний и запуска в серийное производство такой принципиально новой для сети единицы подвижного состава. 
Разрабатываемая платформа будет эксплуатироваться в составе специализированных поездов, предусмотрена возможность перевозки крупнотоннажных контейнеров, беспрепятственная погрузка и выгрузка автомобильной техники. 
Для повышения надёжности и безопасности в конструкции вагонов-платформ будут применяться такие инновационные узлы, как тележка производства фирмы Barber с подшипниками кассетного типа, воздухораспределители КАВ60 с безрезьбовой тормозной магистралью из металлопластиковых труб и раздельным торможением тележек.
Используемые в конструкции вагона-платформы узлы и детали с увеличенным ресурсом обеспечивают назначенный пробег вагонов-платформ от постройки до первого деповского ремонта 500 тыс. км, или четыре года, между деповскими ремонтами – 250 тыс. км, или два года. Этот подвижной состав не только уникален для России, но и, пожалуй, будет самым безопасным на всей сети. 

Беседовал
Олег Сергеенко

Компания в СМИ