Ценовые войны уходят, борьба за клиента – продолжается // РЖД-партнер

10 апреля 2013 г.

Ценовые войны уходят, борьба за клиента – продолжается

 

По прогнозам Федеральной грузовой компании, профицит полувагонов на сети уже в ближайшем будущем составит не более 30 тыс., а ставки операторов к августу могут повыситься на 5–10%. В то же время сохранить клиента оператору поможет только повышение качества его услуг, считает первый заместитель генерального директора ОАО «Федеральная грузовая компания» Игорь Асатуров.

Профицит снижается

– Игорь Альбертович, как Вы оцениваете ситуацию, сложившуюся на сети в настоящее время? Каков, по Вашим оценкам, избыток полувагонов? И есть ли сейчас профицит подвижного состава других видов?

– Существующая ситуация на сети железных дорог является логическим завершением процесса либерализации рынка оперирования подвижным составом. Реформа показала, что рыночные механизмы работают и в железнодорожной отрасли, в результате чего у грузовладельцев сейчас отсутствуют проблемы по технологической доступности подвижного состава, а стоимость предоставления услуг зачастую не превышает ставок на аналогичные перевозки в вагонах общего парка.
Да, профицит полувагонов на сети действительно имеет место, но если в конце прошлого года его размер был критический (около 100 тыс. полувагонов), то постепенно этот показатель снижается и уже в II квартале текущего года мы ожидаем, что он будет составлять не более 30 тыс. полувагонов.
Относительно других видов универсального подвижного состава (крытые вагоны, платформы), то в данных сегментах избыток если и возникает, то является точечным и прежде всего относится к устаревшим, коммерчески менее привлекательным типам вагонов, тогда как новый подвижной состав, соответствующий требованиям рынка, находится в дефиците.

– То есть Ваши прогнозы по дальнейшей динамике погрузки и, соответственно, загрузке парка, скорее, оптимистичны?

– Несмотря на то, что погрузка на сети в январе – феврале 2013 года снизилась, не стоит ожидать масштабного негативного тренда, так как это обусловлено в основном сезонными факторами. Текущие показатели погрузки в марте демонстрируют рост, и в весенне-летний период вполне вероятно увеличение перевозок на сети российских железных дорог.
– Можно ли, на Ваш взгляд, говорить о кризисных явлениях в российской экономике? Каковы Ваши прогнозы относительно годового объема погрузки на сети по сравнению с итогами 2012-го?
– По нашим оценкам, что также подтверждается прогнозами Министерства экономического развития Российской Федерации и ОАО «РЖД», в краткосрочной перспективе возможно говорить только о замедлении темпов прироста погрузки на сети, несмотря на которое рост сохранится и составит порядка 3–5% в год.
Что касается конкретно ФГК, то компания устойчиво развивается, расширяет клиентский портфель и стремится установить стабильные и ответственные партнерские отношения, повышая качество сервиса и спектр предоставляемых услуг. Кроме того, мы активно обновляем и наращиваем парк в самостоятельном управлении, что в совокупности с широкой сетью филиалов позволяет нам прогнозировать устойчивый рост погрузки подвижного состава ФГК.

Ценовые войны закончились

– А как в последнее время изменились ставки операторов на предоставление подвижного состава? Какова тенденция?

– Как известно, прошлый год стал для операторов достаточно нелегким с точки зрения доходности бизнеса в условиях общего вынужденного снижения ставок предоставления вагонов на фоне усилившейся конкурентной борьбы, унификации тарифов на порожний пробег вагонов и некоторой нестабильности экономической ситуации.
В то же время уже сейчас можно отметить, что наиболее сложный период с точки зрения ценовых войн операторами пройден и предстоящее полугодие пройдет под знаком постепенного восстановления величины ставок предоставления подвижного состава до их экономически обоснованного уровня с учетом опять же экономически обоснованных затрат на содержание нового парка. По нашим оценкам, к августу текущего года повышение ставок относительно действующего уровня в целом по рынку составит 5–10%.

– Теряет ли операторский бизнес свою привлекательность на фоне замедления темпов погрузки и снижения ставок на предоставление вагонов? Усиливается ли в этой связи тенденция по консолидации парка и вытеснению с рынка небольших компаний?

– По нашему мнению, снижение ставок и объемов погрузки, отмеченное в 2012-м, является временным явлением и будет преодолено уже в текущем году. Тем не менее борьба за клиента и груз, как и процесс глобализации операторского рынка, безусловно, присутствуют, и эту ситуацию необходимо рассматривать как положительный фактор, позволяющий каждой компании-оператору повысить качество предоставляемых услуг, пересмотреть свои подходы к ведению бизнеса в пользу клиентоориентированности. В результате это отразится на повышении общего уровня качества операторской услуги и приведет к естественному отбору лучших операторов, в числе которых будет и ОАО «ФГК».

– То есть оптимальная стратегия ведения операторского бизнеса в нынешних условиях – это клиентоориентированность?

– Единой стратегии, оптимальной для всех операторов, работающих на рынке (а их около полутора тысяч), не существует, поскольку здесь вступают в силу такие критерии, влияющие на ведение бизнеса и построение взаимоотношений с клиентами, как размер парка, наличие собственной грузовой базы (для кэптивных компаний), возможность оказания комплексных логистических услуг и др. В то же время, если рассматривать общие тенденции, то основными направлениями работы каждого из участников операторского рынка должны стать гибкая ценовая политика и повышение уровня клиентоориентированности. А именно – улучшение качества оказываемых услуг и внедрение новых клиентских продуктов с учетом индивидуальных потребностей клиентов.

Парк задействован. Оферты работают

– Каков сейчас объем парка, находящегося в собственности и в управлении Федеральной грузовой компании? Полностью ли он задействован и что предпринимается для его максимальной загрузки?

– На сегодняшний день в собственности ФГК находится почти 164 тыс. вагонов, из них 125 тыс. полувагонов, более 24 тыс. крытых вагонов, почти 10 тыс. платформ, 3 тыс. цистерн и 2 тыс. прочих вагонов. В управлении компании – весь парк крытых вагонов, платформ, цистерн, прочих вагонов и более 85 тыс. полувагонов.
Благодаря конкурентным преимуществам парк ФГК практически полностью задействован, и недостаток грузовой базы компания ощущает разве что в небольшом сегменте крытых вагонов, имеющих большой возраст и не соответствующие требованиям рынка коммерческие характеристики. Однако это временная проблема, устранить которую удастся в рамках активно проводимой ФГК программы по обновлению парка.

– А в чем конкурентные преимущества ОАО «ФГК» по сравнению с другими операторами?

– Это обширная география перевозок, возможность гарантированного обеспечения подвижным составом, широкая филиальная сеть и гибкая ценовая политика.

– Насколько востребованы оферты, предложенные ОАО «ФГК», на предоставление крытых вагонов и полувагонов? Удобен ли такой инструмент компании и ее клиентам и в чем его основные преимущества?

– Услуга предоставления крытых вагонов посредством публичной оферты через интернет хорошо зарекомендовала себя в 2012-м, поэтому в нынешнем году было принято решение распространить ее на полувагоны и платформы.
С марта мы предлагаем по оферте полувагоны по ставкам общего парка Прейскуранта № 10-01, а в ближайшее время запустим оферту платформ.
Такой инструмент, как оферта, удобен и компании, и грузоотправителям, поскольку позволяет в сжатые сроки заключить договор и осуществить перевозку. Любой грузоотправитель, зайдя на сайт, может самостоятельно рассчитать тариф, на протяжении нескольких часов провести все подготовительные работы, за двое-трое суток оплатить счет и максимум в течение 10 дней получить подвижной состав. Необходимо отметить, что механизм работы по оферте давно и успешно используется в разных отраслях бизнеса, а теперь он появился и в сфере железнодорожных перевозок грузов.

– Как Вы думаете, будут ли применять такую практику частные операторы?

– Вполне возможно, поскольку данный инструмент позволяет не только упростить процесс взаимодействия грузоотправителей с оператором, но и обеспечить максимальную технологическую доступность данной услуги.

Беседовала Надежда Вторушина

Компания в СМИ