Кадровые намерения // Гудок

28 января 2014 г.

В ОАО «ФГК» уверены, что в сложных экономических условиях одна из ключевых задач – сохранить коллектив

Одна из главных целей, стоящих сейчас перед компанией, – не просто сохранить высокопрофессиональный коллектив, но и приобрести новые компетенции в условиях стагнации рынка.

– Александр Иванович, процесс организационного строительства компании завершён. Какую оценку вы как куратор кадровых и социальных вопросов в ОАО «ФГК» можете дать роли персонала на этапе становления?

– Кадровая политика ОАО «ФГК» ориентирована на принцип социального партнёрства работника и работодателя. Наши сотрудники – преимущественно менеджеры, специалисты с высшим образованием, с опытом работы в ОАО «РЖД», железнодорожных операторских компаниях, иных бизнес-структурах. При подборе в команду ОАО «ФГК» мы руководствовались не только наличием у кандидата опыта и знаний, связанных со спецификой рынка грузовых железнодорожных перевозок, но и желания внести свой вклад в превращение компании в лидера рынка на «пространстве 1520», лидера не только по количественным показателям, но и по качеству услуг. И сейчас можно уверенно заявить о том, что создание команды единомышленников – одно из достижений периода становления компании. Мы являемся коллективом, который успешно решает задачи, сформулированные бизнес-стратегией ОАО «ФГК».

– Что вы можете сказать о специфике рынка труда железнодорожной отрасли?

– Если говорить об операторском бизнесе, то это довольно узкий сегмент. Здесь все друг друга хорошо знают, высококвалифицированных специалистов не так уж и много. Как я уже говорил, основным источником кадров для ОАО «ФГК» послужили центральный аппарат, филиалы и дочерние структуры холдинга «РЖД», компании-операторы. Рынок грузовых железнодорожных перевозок стоит сейчас перед необходимостью укрупнения. Не исключено, что в ближайшее время в этой сфере будут активно происходить слияния и поглощения. Эти процессы, безусловно, приведут к определённой ротации работников. Приблизительно так и происходило при создании ОАО «ФГК». Сейчас коллектив компании стабильный, создан кадровый резерв, работники видят перспективы внутреннего карьерного роста.

– ОАО «ФГК» позиционирует себя как социально ориентированную компанию. Пришлось ли пожертвовать какими-либо гарантиями в этой части в связи со сложившейся экономической ситуацией?

– Ни в коем случае. Социальный пакет ОАО «ФГК» является весомым мотивирующим фактором для работников. Наш коллективный договор – один из лучших не только в отрасли, и мы намерены выполнять все обязательства перед работниками. Кроме того, в целях защиты прав персонала создана и успешно функционирует первичная профсоюзная организация.

Мы отказались от секвестра социально-экономических гарантий и программ, предусмотренных коллективным договором ОАО «ФГК», заключённым на 2012–2014 годы. Работникам и их детям гарантирована бесплатная медпомощь в рамках программы добровольного медицинского страхования, санаторно-курортное лечение. Сейчас мы готовимся к проведению летней детской оздоровительной кампании. Продолжится реализация договора, заключённого с НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ», по программе негосударственного пенсионного обеспечения. Сохранятся компенсации расходов на содержание детей работников в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях ОАО «РЖД». Мы, как и прежде, будем компенсировать расходы за проезд на железнодорожном транспорте, сохраним право на выдачу единовременной материальной помощи в связи с бракосочетанием, рождением ребёнка, выплаты пособий по беременности и родам и т.д. Сохранится право на корпоративную ипотечную субсидию и многое другое.

Безусловно, нам пришлось проводить мероприятия по оптимизации бизнес-процессов: приём в компанию временно был приостановлен, незанятые штатные «клетки» упразднили, произвели ротацию кадров. А высвободившиеся ресурсы были перераспределены по тем направлениям, которые нуждались в кадровом усилении.

Все эти вынужденные шаги помогут сохранить команду профессионалов и расширить круг компетенций работников. Ведь рано или поздно ситуация изменится к лучшему, а восстановить кадровый потенциал в компании федерального масштаба за полгода-год практически невозможно.

– Какие программы по развитию корпоративной культуры реализуются в ОАО «ФГК»?

– Мы уделяем большое внимание поддержке физической культуры и спорта. Это одна из главных составляющих программы ОАО «ФГК» по улучшению качества жизни своих сотрудников, приобщению молодёжи к здоровому образу жизни. Так сложилось, что корпоративная физкультура и спорт стали развиваться по инициативе самих работников, руководство же не только поддержало эти начинания, но и само включилось в спортивную жизнь коллектива. Любительские команды по различным видам спорта созданы практически во всех филиалах. Например, в Челябинске у нас сильный любительский хоккейный клуб, в Ярославле – футбольный. А футбольная команда Московского представительства ОАО «ФГК» – безусловный лидер Железнодорожной футбольной лиги и один из сильнейших корпоративных клубов в стране. Многие работники, которые сами не играют, болеют за ФК ФГК, поддерживают ребят на матчах.

Спорт и здоровый образ жизни, воля к победе и бойцовский дух – вот стержень нашей корпоративной культуры. Особенно ценно то, что всё это мы строим вместе, всем коллективом, всей командой ОАО «ФГК».

IMG 8432

 – По каким направлениям будет развиваться кадровый потенциал ОАО «ФГК»?

– В долгосрочной перспективе мы намерены сделать ставку на развитие технологий управления, нацеленных на результат. Уже сейчас осуществляется внедрение процессного подхода к управлению, а также формирование системы мотивации на основе ключевых показателей эффективности деятельности – KPI.

Большое внимание уделяется и будет уделяться повышению уровня компетенций работников. Так, в 2013 году соответствующее обучение прошли около четверти работников компании.

Ещё одно направление – это повышение квалификации в целях роста клиентоориентированности компании. Прежде всего это касается персонала коммерческого блока, а также блока технической эксплуатации – в части разработки направлений технического развития вагонного парка и наращивания собственных производственных мощностей. Однако и другие подразделения компании будут ориентированы на обеспечение решения основной бизнес-задачи ОАО «ФГК» – рост продаж на рынке транспортных услуг. И позитивные примеры уже есть. Так, наше PR-подразделение успешно реализовало пилотный проект по развитию маркетинговых коммуникаций. В нескольких регионах были проведены мероприятия для клиентов и партнёров, что стимулировало рост доходности ОАО «ФГК».

Кроме того, мы будем развивать единую систему информационных ресурсов и программных продуктов, в том числе единую автоматизированную систему документооборота, что повысит производительность труда без увеличения численности персонала.

Работа по этим направлениям обеспечит в ОАО «ФГК» оптимальный баланс обновления и сохранения кадрового потенциала и повышение производительности труда в рамках реализации стратегических инициатив развития компании и холдинга «РЖД» в целом.

Компания в СМИ