ФАС выступает за выравнивание условий продления срока службы вагонов в РФ и странах ТС // Интерфакс

21 ноября 2014 г.

Федеральная антимонопольная служба РФ выступает за выравнивание условий продления срока службы вагонов в рамках Таможенного союза и смягчение требований к модернизации подвижного состава, заявил "Интерфаксу" замглавы ФАС Анатолий Голомолзин.

Как сообщалось ранее, со 2 августа 2014 г. вступил в силу технический регламент Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Он предполагает продление срока службы вагонов лишь с условием их модернизации и сертификации. Правительство РФ в этой связи 31 июля издало постановление об обязательной сертификации вагонов, прошедших продление срока службы, хотя необходимая нормативная база в полном объеме еще не подготовлена.

В других странах Таможенного союза по этой же причине был установлен двухлетний переходный период. В результате ряд операторов был вынужден остановить эксплуатацию части своих вагонов. Наибольший объем подвижного состава, требующего продления - у ОАО "Первая грузовая компания" (ПГК) Владимира Лисина и "дочки" ОАО "Российские железные дороги" (MOEX:RZHD) - ОАО "Федеральная грузовая компания" (ФГК). В частности, ПГК уже остановила около 13,5 тыс., и до конца 2014 г. может вывести из эксплуатации еще примерно 2 тыс. ФГК же уже в августе остановила порядка 23 тыс. вагонов (примерно 15% парка). До этого, с 2013 г. в РФ действовал временный запрет на продление срока службы грузовых вагонов более чем на 1 год.

"ФАС не была разработчиком этих мероприятий, поэтому мы находились вне процесса. Когда стало понятно, что проблема существует, мы провели ее обсуждение на нашем экспертном совете и с учетом совокупности проблем, которые были выявлены, направили в правительство предложения о необходимости принять меры, которые позволили бы избежать сложностей", - отметил А.Голомолзин.

"В частности, речь идет о смягчении требований по модернизации, о выравнивании условий между российскими компаниями и компаниями других стран Таможенного союза. Сейчас таких жестких требований по сертификации у наших коллег в Казахстане и Белоруссии не существует, там модернизация осуществляется с гораздо меньшими затратами, чем у нас, и до 1 января 2016 г. действует обычная процедура модернизации, без каких-либо усложнений. В России наоборот: процедуры еще нет, а (ввод запрета на продление без модернизации и повторной сертификации - ИФ) уже начался. Это создает сложности для рынка", - добавил чиновник, отметив, что дискуссия продолжается, и "окончательных требований, что в какой мере должно быть модернизировано нет".

Между тем, согласно сайту ФГК, президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин попросил премьер-министра РФ Дмитрия Медведева разрешить ж/д операторам продлевать жизнь старых вагонов на обычных условиях, чтобы не допустить возможного дефицита подвижного состава на рынке. Компании будут вынуждены массово выводить из эксплуатации старые вагоны, а заменить его на новый они не смогут "по экономическим соображениям", отмечает в письме глава РСПП. Потребность же в новом подвижном составе подстегнет ставки предоставления подвижного состава, а после того как к 2018 г. старые вагоны будут списаны, а новые закуплены, спрос на подвижной состав вновь упадет.

В то же время, "Объединение вагоностроителей" (ОВС, его наблюдательный совет возглавляет генеральный директор ОАО "Уралвагонзавод" Олег Сиенко, а в состав входят ряд крупных производителей подвижного состава) раскритиковало эти инициативы. "Письмо подготовлено на основе выступлений руководителей ПГК и ФГК на заседании комиссии РСПП по транспорту и транспортной инфраструктуре. Изложенная точка зрения является частным мнением (этих топ-менеджеров - ИФ). Все остальные средние и малые транспортные компании, входящие в Совет операторов железнодорожного транспорта не поддерживают предложение о сохранении системы продления срока службы грузовых вагонов", - заявило ОВС.

Руководители двух крупнейших в РФ ж/д операторов неоднократно подвергали жесткой критике инициативы федеральных органов власти по ужесточению процедуры продления срока службы грузовых вагонов, отметило партнерство. По его мнению, компании стремятся сохранить лидирующие позиции на рынке перевозок "практически ничего не инвестируя в инновационный подвижной состав и продолжая эксплуатировать морально и физически устаревшие модели вагонов".

"Несмотря на заявленную в письме экономическую нецелесообразность продления срока службы на срок не более года, это продление продолжается. С января по октябрь 2014 г., по данным Федерального агентства железнодорожного транспорта РФ, продлен срок службы 28,654 тыс. вагонов, из которых 12,228 тыс. находятся в собственности ПГК. Не соответствует действительности и прогноз возможного дефицита при выводе из эксплуатации вагонов с продленным сроком службы. По данным РЖД, за 9 месяцев 2014 г. средняя избыточность парка составляет 231 тыс. грузовых вагонов всех видов (20% от общего парка). При этом с продленным сроком службы эксплуатируется около 300 тыс., списание которых будет поэтапно осуществляться в течение 4-6 лет. Таким образом, существующий профицит позволит относительно "безболезненно" вывести из эксплуатации морально и физически устаревшие вагоны", - также заявило ОВС.

Кроме того, партнерство считает несостоятельными ссылки на то, что вагоны, продление срока службы которых идет без сертификации по соответствующему положению, утвержденному в мае 2010 г. на заседании Совета по ж/д транспорту СНГ. "В частности, такая позиция подтверждается заключением экспертно-правового центра Санкт-Петербургского государственного университета. Несмотря на это, срок службы вагонов продлен уже не менее чем для 24 тыс. (вагонов - ИФ)", - говорится в сообщении.

Партнерство напомнило, что руководители вагоностроительных предприятий, обеспокоенные снижением безопасности при эксплуатации грузового подвижного состава, неоднократно обращались к руководству страны с предложениями навести порядок в этой сфере. Причем они были поддержаны, в том числе президентом РФ Владимиром Путиным, который поручил Д.Медведеву рассмотреть проблему, поскольку "бесконечное продление устаревающей техники вредно", отмечает ОВС.

Компания в СМИ