В интересах всей сети // РЖД-Партнер

10 апреля 2014 г.

Соавтор договора по технологическому аутсорсингу и пока единственная компания, отдавшая управление своими порожними полувагонами в руки ОАО «РЖД», ОАО «Федеральная грузовая компания» уверено в перспективности данной схемы. О том, почему она выгодна всем собственникам вагонов и как меняется взаимодействие между участниками перевозки при присоединении к оферте, рассказывает заместитель генерального директора ОАО «ФГК» Юлия Лощакова.

«Мы считаем, что продукт будет востребован»

– Юлия Константиновна, будет ли, на Ваш взгляд,  пользоваться спросом услуга по оптимизации логистических схем перевозок вагонов (публичная оферта по технологическому аутсорсингу), предлагаемая сейчас ОАО «РЖД»?

– Возможно, компании-операторы отнесутся к предлагаемой услуге с определенным недоверием, вряд ли с первых дней выстроится очередь из желающих ею воспользоваться. Но в процессе отработки технологических аспектов взаимодействия сторон и получения первых положительных результатов ее внедрения популярность технологического аутсорсинга будет стабильно возрастать.

Мы считаем, что предлагаемый продукт будет востребован операторским сообществом, поскольку отвечает его бизнес-интересам: компании сохраняют за собой самостоятельное ведение коммерческой работы с клиентами, передавая перевозчику лишь функцию по управлению порожними рейсами.

– Почему ОАО «ФГК» решило присоединиться к такой схеме работы? Чем она вас привлекла?

– Для нас очень важным условием присоединения к данной схеме является четкое распределение функционала и ответственности в рамках технологического аутсорсинга: ОАО «РЖД» берет на себя обязанность по обеспечению вагонами наших заявок, выполнению согласованных показателей работы парка, включая планируемые затраты на порожний пробег.

В то же время перевозчик, исходя из эксплуатационной ситуации в конкретном регионе, самостоятельно организует работу по доставке клиенту необходимых погрузочных ресурсов и напрямую заинтересован в сокращении неэффективной передислокации порожних вагонов, так как в случае экономии средств оператора на порожний пробег (относительно планового значения) получает соответствующее вознаграждение. При этом оператор обеспечивает ОАО «РЖД» всей требуемой информацией, позволяющей ему с максимальной эффективностью осуществлять управление порожними вагонопотоками.

Основные аспекты взаимодействия по данной схеме разрабатывались совместно специалистами Федеральной грузовой компании и ОАО «РЖД» с учетом интересов как перевозчика, так и оператора: для первого это снижение нагрузки на инфраструктуру, для второго – повышение эффективности использования подвижного состава.

Учитывая общесетевой масштаб оперирования, а также структуру клиентского портфеля со значительной долей малых и средних грузо­отправителей, ОАО «ФГК» ожидает от внедрения указанной технологии существенного роста эффективности работы подвижного состава – ускорения оборота вагона, сокращения доли и стоимости порожнего пробега, расширения клиентского портфеля за счет задействования высвобождающегося парка вагонов и, как следствие, повышения финансово-экономической устойчивости компании.

– Какие изменения произойдут в работе вашей компании в связи с заключением договора?

– Основные изменения коснутся необходимости частичной трансформации внутренних технологических процессов, а также перехода на новый, более высокий уровень во взаимоотношениях с клиентами. Как показывают первые шаги по реализации договора, несмотря на прижившееся название схемы – технологический аутсорсинг, его заключение не освобождает соответствующие подразделения компании от работы. На­оборот, использование такой схемы управления парком требует более тесного и скоординированного взаимодействия структурных подразделений ОАО «ФГК» и ОАО «РЖД», особенно на региональном уровне, с частичным измением и усложнением привычных бизнес-процессов в компании. Отдельного внимания требует работа с клиентом, которая должна быть направлена на сглаживание возможных неудобств на перво­начальном этапе применения безадресной схемы управления парком (относительно привычных условий), а также на выстраивание более доверительных взаимоотношений в вопросах планирования и исполнения заявок.

Что же касается парка вагонов ОАО «ФГК», то он не передается в аренду или пользование РЖД. Перевозчик оказывает услуги по оптимизации порожнего рейса полувагонов по территории РФ, управляя только им, без изменения принадлежности вагонного парка.

 Ответственность перед клиентом по-прежнему на операторе

– Для оператора присоединение к оферте фактически означает введение календарного планирования (он обязан за 5 дней до начала календарного месяца подать в ОАО «РЖД» реестр заявок на месяц)?

– Месячное календарное планирование создает предпосылки для повышения плановой дисциплины всех участников перевозочного процесса. В данном случае плановость и прогнозируемость перевозок в полной мере отвечают их интересам. Более того, при работе по данной схеме условной константой является согласованный с перевозчиком месячный план перевозки, формируемый самим оператором (сводный заказ), а реестр заявок в зависимости от конъюнктуры грузовой базы может быть скорректирован в течение месяца. Главное требование к реестру – это его соответствие основным показателям сводного заказа.

При этом договором допускается возможность корректировки оператором сводного заказа и показателей работы парка в течение месяца. Другой вопрос, что само выявление такой потребности и технология корректировки позволяет использовать данный инструмент не чаще одного-двух раз в месяц.

– Поможет ли такая схема упорядочить управление вагонами на сети российских железных дорог и улучшить сроки доставки грузов? В каком случае, по Вашему мнению, возможно достичь ощутимого эффекта для сети и какое количество полувагонов для этого должно быть в обезличенном парке?

– Безусловно, поможет. Предлагаемая схема усовершенствует технологию управления порожними вагонопотоками, исключит целый ряд операций по переработке универсального подвижного состава, производимых при адресном подсыле вагонов, способствуя снижению нагрузки на инфраструктуру и тяговые ресурсы перевозчика. В этой связи положение с доставкой грузов может улучшиться за счет опосредованного эффекта от оптимизации использования провозной и перерабатывающей способности перевозчика.

Взаимодополняющими условиями для достижения синергетического эффекта от технологического аутсорсинга являются масштаб его внедрения и количество вагонов, привлекаемых к работе по данной технологии. По нашим оценкам, наибольшая результативность будет обеспечена при работе не менее 200 тыс. полувагонов на всей сети железных дорог.

Широкомасштабное применение данной технологии и заинтересованное присоединение к ней крупных операторов создают необходимые предпосылки к формированию консолидированного парка вагонов различных собственников под управлением перевозчика, что в сложившейся на транспортном рынке ситуации оптимально и с точки зрения технологичности организации перевозок, и с точки зрения соблюдения бизнес-интересов владельцев подвижного состава и перевозчика.

– Согласятся ли клиенты на такое обезличивание парка? Получается, что они заключают договор с одним оператором, а ему присылают под погрузку вагон другого (к примеру, более старый).

– Всю ответственность перед клиентом несет тот оператор, с которым он заключил договор. И для клиента принадлежность вагона не имеет принципиального значения, для него гораздо важнее своевременное и полное освоение объемов предъявляемых к перевозке грузов, а требования к техническому и коммерческому состоянию вагонов с учетом номенклатуры перевозимых в полувагонах грузов относительно универсальны (в отличие от тех же крытых вагонов) и не зависят от принадлежности парка. В то же время, понимая, что, невзирая на всю универсальность полувагонов, у клиентов могут быть свои особые предпочтения по техническим параметрам подвижного состава, в рамках внедрения данной схемы управления парком мы планируем реализовать функционал по учету индивидуальных требований клиентов.

 В интересах любого собственника

– Насколько экономически выгодна для оператора такая схема работы? Как Вы думаете, сможет ли перевозчик на ней заработать или же плата за перемещение одного вагона чисто символическая и цель предложенного договора – прежде всего оптимизация работы приватного парка?

– Несмотря на то, что технология основывается на заключении возмездного договора на оказание услуг (перевозчик имеет определенный доход с каждого перевезенного порожнего вагона, переход на повагонные отправки также повышает доходность перевозчика), все-таки основная цель технологического аутсорсинга – сбалансированность между техническими и технологическими возможностями инфраструктуры общего пользования и реальными потребностями в подвижном составе для имеющейся грузовой базы. Достижение данной цели служит интересам всех участников перевозочного процесса, поскольку оптимальная организация перевозочной деятельности является основой успешного бизнеса не только ОАО «РЖД», но и операторов.

– В публичных комментариях представитель ОАО «РЖД» отмечал, что перевозчик может отставить вагоны обезличенного парка, если они не будут нужны. Это прописано в договоре ОАО «ФГК» с ОАО «РЖД»?

– В рамках договора перевозчик контролирует соответствие таких взаимосвязанных парамет­ров сводного заказа оператора, как объем погрузки, оборот вагона и размер рабочего парка, переданного в управление. В случае несбалансированности этих показателей перевозчик имеет право потребовать от оператора привести их в надлежащее соответствие. Решение же по выводу вагонов в отстой принимается оператором самостоятельно.

– По Вашему мнению, данная оферта рассчитана прежде всего на собственников вагонов, у которых нет своих логистических служб, или на компании-операторы, или в равной мере на тех и на других?

– Данная технология при правильной постановке целей и задач по ее использованию может быть интересна для любого собственника подвижного состава, но в первую очередь она рассчитана на общесетевых операторов с большим количеством парка и сложной логистикой движения вагонов. Как я уже говорила ранее, применение данной технологии не освобождает подразделения компании от работы, ведь перевозочные документы на порожние вагоны формирует сам оператор, причем по ряду случаев в ручном режиме, кроме того, региональные подразделения компании непрерывно взаимодействуют со службами перевозчика по своевременному направлению вагонов, прибывающих на станции безадресно, в адреса конкретных клиентов, что требует наличия соответствующих служб или представителей оператора в регионах.

Беседовала Надежда Вторушина

 

Компания в СМИ