Важно не забывать о линейном уровне // Гудок

6 августа 2014 г.

Необходимо знать, как и куда идти, с чем идти и зачем

Так случилось, что в этом году начальник департамента эксплуатации подвижного состава  ОАО «ФГК» Александр Иванович Фурцев будет отмечать в профессиональный праздник ещё и круглую дату – 40-летие своей работы на железнодорожном транспорте. Но в его актив нынче можно занести и другие «сороковники» – столько же насчитывается его семье, такого же возраста в этом году достигнет и его старший сын…  

В теперь уже далёком 1974 году Александр Фурцев после окончания техникума им. Ф.Э. Дзержинского по специальности «Вагонное хозяйство» начал работать бригадиром в вагонном депо Люблино. Год спустя продолжил работу мастером текущего ремонта в депо Перово с его знаменитым клеймом 312. Там же дорос и до начальника депо. Вспоминает, что начинал карьеру, когда на сети в основном ходили вагоны с деревянной обшивкой – время металлических ещё не пришло, хотя те уже начинали строиться, а весь парк был оборудован подшипниками скольжения. 

А вот далее развитие отрасли пошло очень стремительно. Самым большим прорывом в технологии работы вагонного хозяйства стал переход на роликовые подшипники. Семимильными шагами развивались и реконструировались депо, вагоноремонтные заводы. 

По словам ветерана, по-настоящему революционным для вагонного хозяйства можно считать начало 2000-х годов, когда ему была доверена ответственная должность начальника службы вагонного хозяйства Московской дороги. Тогда начальник дороги Владимир Старостенко поставил задачу по дооснащению и переоснащению всех 15 депо дороги необходимым оборудованием, технологиями, оснасткой, новыми средствами дефектоскопии, измерений и т.д. «До сих пор помню цифру в 1,5 млрд руб., которые мы потратили за эти три года на дооснащение наших депо. Это было настоящим прорывом на сети. Ставили не просто отдельное оборудование – новые колёсно-токарные, фрезерные станки, а целые комплексы по измерению подшипников, корпусов букс, наплавке боковых рам и надрессорных балок, – вспоминает Александр Фурцев. – Почти полностью удалось переоснастить все цеха, начиная от сборочных и заканчивая тележечными и колёсно-роликовыми. Потратили немалые деньги, зато на выходе получили те же 15, но уже современных, высокотехнологичных предприятий, которые и сегодня работают практически на том же самом оборудовании». 

Передовой опыт был перенесён и на другие дороги, в первую очередь он оказался востребован на самой погрузочной – Западно-Сибирской, где насчитывалось также 15 вагонных депо, что, конечно же, не могло не привести к своего рода соревнованию между коллективами. Начинание поддержали и другие дороги, к примеру, Восточно-Сибирская магистраль. 

В 2000-х годах последовало также мощное внедрение диагностического оборудования на всей сети, оно действует и сегодня. С помощью приборов на ходу поезда стало возможным измерить толщину гребня и обода колеса, проверить состояние автосцепки. Правда, несколько сложнее с литыми деталями, где до сих пор можно полагаться только на знание и профессионализм осмотрщика, если хотите, его чутьё. Да, сейчас говорят о внедрении электронных молотков и комплексов лазерной дефектоскопии, но в массовом порядке пока этого нет, хотя в принципе возможно. К сожалению, Александр Иванович вынужден признать, что в вагонный комплекс идут не такие большие вложения, как хотелось бы. Хотя достаточно мощное развитие получил целый ряд эксплуатационных депо. 

Сегодня работать приходится в основном с вагонами, что были построены ещё в 80-е годы прошлого столетия, а также с подвижным составом постройки 2004–2006 годов. «Я бы сказал, что мы идём умеренной поступью, когда и расходы планируются исходя из того, как ведёт себя экономика. Поэтому в первую очередь необходимо видение того, как идти и куда идти, с чем идти и зачем идти», – делится опытом ветеран. Возвращаясь к текущей ситуации, он добавляет: «Из центрального аппарата исходит много умных и грамотных распоряжений, но другой вопрос – как они выполняются на местах. Создание дирекций привносит свой позитив, даёт неплохие результаты. Но, наверное, где-то немного потеряно того, что было в своё время наработано, а вновь не создано. Поэтому более эффективно надо выстраивать работу в первую очередь на местах, на линейном уровне». 

И об этом, кстати, Александр Иванович знает не понаслышке. По его стопам пошли и сыновья – старший Алексей работает заместителем генерального директора компании ВРК-2, младший Андрей, так же как в своё время и отец, вот уже два года возглавляет вагонное депо Перово. А ведь растут и ещё четыре внука - так что им есть на кого равняться, кому подражать. 

Ну а пожелание ветерана в преддверии Дня железнодорожника одно: чтобы были достаточные для перевозки объёмы, чтобы колёса без сбоев бежали по рельсам, а вагонникам было что осматривать. А главное, чтобы у людей была уверенность в завтрашнем дне, в своей востребованности и чтобы сокращение им не грозило.

Олег Сергеенко

// Гудок

 

Компания в СМИ