Александр Кожанов: «Сокращая время оборота вагонов, мы привлечем тысячи тонн грузов» // Коммерсант

5 февраля 2014 г.

Красноярский филиал ОАО «ФГК» подводит итоги первого года работы в регионе. В интервью Ъ директор филиала Александр Кожанов рассказал, за что компанию ценят клиенты, как с точки зрения ведения бизнеса он видит Красноярский край, и какое место филиал занимает на региональном рынке грузовых железнодорожных перевозок. 

СПРАВКА Ъ: Красноярский филиал ОАО «ФГК» (ФГК – дочернее общество ОАО «РЖД») создан в начале 2013 года. Основной вид деятельности – предоставление собственного подвижного состава под грузоперевозки, оказание транспортных услуг.

– Александр Федорович, насколько результативным был 2013 год для вашего филиала?

– В 2013 году наш филиал только начал свою работу и, конечно, для нас это время было непростым. Нам необходимо было закрепиться на рынке, создать репутацию надежного партнера. Можно сказать, что для нас уходящий год был результативным, потому что мы успешно справились с этими важными для нашего коллектива задачами. Если в январе, когда филиал только начинал работу, у нас было 50 договоров с грузоотправителями, то сейчас их уже 175. Мы смогли достичь значительных объемов перевозок: за 11 месяцев 2013 года предоставили под перевозки 117 тысяч вагонов, объемы доставки грузов в нашем подвижном составе превысили 7 млн тонн.

– Какое место Красноярский филиал занимает на рынке грузовых перевозок?

– Рынок железнодорожных перевозок в регионах Сибири уже сформировался, и конкуренция здесь очень жесткая. Сейчас в сегменте оперирования подвижным составом в Красноярским крае и Хакасии работают десятки крупных компаний и сотни небольших. В ноябре 2013 года филиал занял второе место по объему отгруженной продукции среди всех филиалов ОАО «ФГК», уступив только Западно-Сибирскому, который является самым крупным. На сегодняшний день Красноярский филиал ОАО «ФГК» занимает третье место по объему погрузки среди компаний-операторов в регионе, а по универсальному подвижному составу (полувагоны, крытые вагоны, платформы) – второе место.

– Как вам удалось за год достичь таких результатов?

– Мы создали хорошие условия для всех грузоотправителей, стараемся завоевать клиента предоставлением лучшей логистики, сервиса. Наши главные преимущества – это широкая география, любые виды перевозок, гарантии и своевременное обеспечение подвижным составом. С постоянными клиентами и с теми, которые перевозят большие объемы, заключаем сервисные контракты. У нас немалое конкурентное преимущество – самый большой парк универсальных вагонов. Менее крупным компаниям мы также предложили комфортные условия работы: они заключают не только обычные договоры, но и получают вагоны дистанционно – по услуге оферты. Услуга удобна тем, что все документы в электронной форме оформляются на сайте компании. Это удобно в основном небольшим грузоотправителям.

Красноярский филиал максимально приближен к клиентам: имеет своих представителей в районах края и в Хакасии – все вопросы решаем оперативно. А поскольку мы всегда выполняем договорные обязательства, с нами хотят работать.

– Кто ваши основные клиенты?

– Филиал тесно сотрудничает с такими грузоотправителями, как СУЭК, «Русский уголь», «Красноярскрайуголь», лесоперерабатывающими компаниями, Лесосибирским ЛДК-1, Новоенисейским ЛХК. В ноябре 2013 года начали работать по отгрузке цистерн с топливом с компанией «РН-Транс». Это наш новый партнер.

– Основной инструмент вашего бизнеса – вагоны, насколько они готовы к работе?

– При создании компании изношенность парка была достаточно серьезная, но ОАО «ФГК» ведёт активную работу по его обновлению: разработаны и выполняются в полном объеме различные программы ремонта. За последние три года приобретено 17,4 тыс. новых единиц подвижного состава: полувагонов, крытых вагонов, платформ и цистерн. На эти цели инвестировано более 38 млрд рублей. Компания планирует приобрести в следующем году еще 8 тысяч новых вагонов. Сегодня у ОАО «ФГК» 162 тысячи единиц рабочего подвижного состава.

– Как Вы оцениваете перспективы компании в регионе?

– Красноярский край – крупнейшая ресурсно-сырьевая база страны. Мы большими объемами перевозим уголь, лес, нефтепродукты. Сегодня развивается Нижнее Приангарье, модернизируется Южный ход Транссиба, в будущем построится железнодорожная линия на Тыву, где находятся огромные залежи полезных ископаемых. Перспективы здесь хорошие, они могут быть ограничены, пожалуй, только конкуренцией со стороны других крупных операторов.

– В ближайшее время ожидается перевод части парка полувагонов ОАО «ФГК» на технологический аутсорсинг? В чем его суть?

– По нашему мнению, эффективная технология управления грузовыми железнодорожными вагонами должна базироваться на накопленном ОАО «РЖД» опыте самостоятельного управления парком порожних вагонов, предполагающем обезличенный подвод требуемого количества подвижного состава под заявки клиентов по принципу сетевой регулировки.

В рамках реализации поставленной задачи ОАО «ФГК» совместно с ОАО «РЖД» разрабатывает технологическую, правовую и финансовую модель управления порожними вагонопотоками приватного парка. При этом целями предлагаемых организационных новаций являются их соответствие требованиям нормативной правовой базы, универсальность применения и заинтересованность всех участников перевозочного процесса в их общесетевом внедрении.

Суть новой схемы, получившей название «технологический аутсорсинг», состоит в оптимизации перемещения порожних вагонов на основе балансового метода управления парком. Заключение договоров с клиентами, производство расчетов, ответственность за обеспечение перевозок вагонами по-прежнему находится в зоне ответственности

ОАО «ФГК». Но после предъявления порожних вагонов к отправлению они обезличиваются, ОАО «РЖД» организовывает передислокацию порожних вагонов на принципах инвентарного парка с использованием эффективных с точки зрения логистики и экономики схем.

При этом для ОАО «ФГК» основными условиями технологического аутсорсинга являются безусловное выполнение перед клиентами взятых обязательств по предоставлению подвижного состава для перевозки грузов и гарантии со стороны перевозчика по своевременному и оптимальному подводу порожних вагонов под заказы клиентов.

Генеральный директор ОАО «ФГК» Виталий Евдокименко так комментирует данную технологию: «Основная цель разработки и внедрения технологического аутсорсинга – добиться сбалансированного управления частным парком вагонов перевозчиком. Это позволит всем участникам перевозочного процесса реализовывать собственные бизнес-интересы с учетом особенностей и потенциала общесетевой инфраструктуры общего пользования. В большей степени это относится, конечно, к самому востребованному виду подвижного состава – полувагонам. Безусловно, максимальный положительный результат обеспечат широкомасштабное применение технологии и заинтересованное участие крупных операторов в ее практической реализации».

В процессе применения технологического аутсорсинга ОАО «ФГК» планирует сократить время оборота вагона до 13 суток – а это один из основополагающих показателей работы операторских компаний – а также выстроить четкую систему взаимодействия оператора и перевозчика в условиях неблагоприятной рыночной конъюнктуры и ограниченных возможностей инфраструктуры. Сокращая время оборота вагонов, мы привлечем дополнительно тысячи тонн грузов.

– Какие первоочередные задачи стоят перед компанией?

– Удержать долю погрузки в регионе и нарастить ее. Для этого будем привлекать клиентов высоким уровнем сервиса и предлагать качественные услуги по всем направлениям перевозочного бизнеса. Планируем увеличить перевозки в связи со строительством Богучанской ГЭС, Богучанского алюминиевого завода, увеличить перевозки леса, цветных металлов.

– Что бы вы хотели пожелать вашим партнерам, клиентам, нашим читателям в преддверии Нового года?

– Хочу пожелать нашим партнерам по бизнесу, железнодорожникам, клиентам, всем читателям газеты, чтобы в уходящем году реализовались все планы, чтобы праздник сопровождали хорошее настроение, новые идеи и желания!

Работников филиала я хотел бы поздравить особо. Коллектив у нас подобрался очень сильный, работоспособный. Всем хочу сказать спасибо за хорошую работу, пожелать крепкого здоровья, профессионального роста, семейного благополучия и, конечно, удачи!

Компания в СМИ