Технологично и удобно // Гудок

1 ноября 2013 г.

Сергей Порядин, заместитель генерального директора по техническому развитию – главный инженер ОАО «ФГК»

Контрейлерный бизнес предполагает наличие комплексной мультимодальной транспортной системы

В этом году опытные образцы контрейлерных платформ, изготовленные ОАО «Рузхиммаш» по заказу ОАО «ФГК», прошли предварительные, приёмочные и сертификационные испытания. Реализовать технологию контрейлерных перевозок планируется в 2014 году. Однако для этого необходимо решить много неурегулированных до настоящего времени вопросов.

Пилотным направлением в России выбран маршрут Москва – Хельсинки. Это позволит отработать схему контрейлерных перевозок в международном сообщении с учётом опыта финских коллег и последующего развития данного вида перевозок во внутрироссийском сообщении и на других зарубежных маршрутах. В ОАО «РЖД» создана и функционирует рабочая группа совместно с VR-Group, где прорабатывается комплекс вопросов, связанных с организацией контрейлерных перевозок в рамках этого направления. 

Решение о закупке необходимого количества контрейлерных платформ может быть принято после апробирования данной услуги на выделенном направлении. 

В настоящее время с учётом длины контрейлерных платформ, востребованности услуги, маршрута курсирования и технологии реализации ориентировочно планируется составность поезда 34 вагона. Периодичность курсирования также зависит от востребованности услуги и технологии реализации проекта, от производительности терминальных комплексов. В рамках совещаний совместной рабочей группы на первоначальном этапе реализации проекта запланирована отправка по меньшей мере одного маршрутного поезда в неделю. 

Уже ведётся реконструкция станции Кунцево-2 Московской дороги, где первоначально будут производиться погрузка и выгрузка. После завершения строительства контрейлерного терминала в составе терминально-логистического центра «Белый Раст» данная контрейлерная площадка к 2015 году должна стать основной. 

Однако помимо технологических вопросов необходимо завершить работу по подготовке и внесению изменений в нормативно-правовую базу, обеспечив тем самым нормативное сопровождение предлагаемых решений, и адаптировать тарифные условия для создания экономических стимулов для развития данного вида перевозок. 

Текущие тарифные условия не позволяют сделать перевозки привлекательными для автоперевозчиков. Требуется определение конкурентоспособного тарифа. Ставки на контрейлерные перевозки должны быть на уровне или ниже себестоимости автомобильных перевозок в том же направлении. Сами перевозки должны быть более технологичными и удобными для автоперевозчиков. Сроки доставки грузов необходимо сократить. 

Прогнозируется, что цена контрейлерной платформы не превысит 2,8 млн руб. Общий объём инвестиций в приобретение этих платформ будет зависеть от востребованности рынком данных услуг. Срок окупаемости капиталовложений, в свою очередь, зависит от конъюнктуры на соответствующем рынке и от условий эксплуатации контрейлерных платформ. ОАО «ФГК» сейчас прорабатывает этот вопрос, поэтому о сроках окупаемости пока говорить рано. Можно сказать только одно: окупаемость будет такой же эффективной, как и у других родов подвижного состава, который приобретает ОАО «ФГК». 

К основным преимуществам контрейлерных перевозок для клиентов следует отнести сокращение времени доставки грузов, ускорение прохождения таможенных процедур при экспортно-импортных перевозках. При этом снижаются затраты на топливо и ремонтно-эксплуатационное обслуживание автотранспортных средств, обеспечивается сохранность перевозки. 

Для страны в целом развитие таких перевозок позволит снизить выброс в атмосферу выхлопных газов, так как большую часть пути автомобили будут преодолевать на платформах, а также уменьшить нагрузку на наиболее загруженные и проблемные участки автотранспортной инфраструктуры. 

В Российской Федерации существует ряд объективных предпосылок к развитию данного рыночного сегмента, а именно большие расстояния перевозок на основных направлениях, перегруженность отдельных участков автомобильных дорог, отсутствие в некоторых регионах надёжной автодорожной сети. В условиях снижения объёмов погрузки на сети контрейлерный сервис мог бы стать дополнительным фактором привлечения грузов. 

Внедрение данного вида услуги – это комплексная задача всей транспортной отрасли. Но для этого нужно решить проблемы содержания подвижного состава и терминально-складского хозяйства, совершенствования нормативной базы, развития системы взаимодействия с автомобильным транспортом. В рамках этой задачи предстоит разработать и внедрить комплексную мультимодальную транспортную систему, включающую объекты инфраструктуры, подвижной состав и систему управления железнодорожным и автомобильным транспортом. 


Компания в СМИ